Не для кого не секрет, что наш любимый Warhammer 40000 буквально состоит из отсылок, заимствований и аллюзий на другие произведения мировой культуры. О том, плохо это или хорошо, можно говорить довольно долго, и я не думаю, что это нужно. В конце концов, почти вся современная литература что-то заимствовала из более старых произведений. Так что, поговорим о нашей любимой Вселенной, разберём те или иные отсылки и заимствования – а заодно и расскажем кто что заметил, что я мог пропустить. Думаю, что это будет, как минимум, интересно…
Итак, начнём мы с одного персонажа, который, несмотря на свои методы, имеет немало фанатов. Он мрачен, суров, жесток и даже безумен – ближе к концу своей жизни. Это Конрад Кёрз (или – Курц, как это было в нескольких переводах, и это, кстати, неслучайно). Вот что касается примарха VIII Легиона, то тут отсылок не просто много, а… очень много. Наверное, первое, что приходит на ум, когда видишь символику Легиона – да это же… Бэтмен! Да, можно сказать, что Конрад – «Бэтмен на стероидах», так как герой комиксов старался, по возможности, никого не убивать. Что же до Кёрза – то убить, да ещё и каким-нибудь особо жестоким и циничным способом очередного злодея – в порядке вещей, ведь тот мир, в котором он оказался, был до такой степени пропитан насилием и жестокостью, что обойтись более гуманными методами было сложно (да и не видел Конрад других вариантов). Но Бэтмен – это лишь один из персонажей, отсылкой на которого является Кёрз. Дело в том, что знаменитый «Человек-Летучая мышь» – это тоже заимствование, к одному совершенно реальному историческому персонажу. Румынскому князю Владу Цепешу, известному, в том числе, и весьма радикальными методами борьбы с оргпреступностью. Проще говоря, Цепеш просто сажал всех, кто крал, убивал, или делал прочие… нехорошие вещи, на кол. И, это дало свои результаты – люди просто боялись иметь имущества больше, чем у соседа. Так что, примарх VIII Легиона – это отсылка к Владу Цепешу и Бэтмену? Ну, да, но не только… Есть такая повесть польско-английского автора, Джозефа Конрада, «Сердце тьмы», в которой некий агент торговой компании отправляется через джунгли, чтобы увезти некоего джентльмена по фамилии Курц. Вообще, это произведение о глубинах человеческой души, о том, как меняется человек под воздействием внешних факторов, и обо всех таких вещах. Так вот, отчасти, Конрад Кёрз (или Курц) – это отсылка ещё и к данному произведению. Конрад – в честь автора, а Курц (ну, или Кёрз) – в честь того джентльмена. Кстати, одной из самых известных экранизаций является знаменитый «Апокалипсис сегодня».
Любимец одной леди-инквизитора, величайший хитрец и (якобы трус) Империума, комиссар Кайафас Каин… Он тоже – результат отсылок. Одна из них – знаменитая «Шуттовская рота» Роберта Асприна. Главный герой, который прибывает в подразделение, где, скажем так, проблемы с порядком и дисциплиной… Всё, прямо, как у Шутта. Есть даже слуга – конечно, не такой изысканно-элегантный, как Бикер, но Ферик Юрген, несмотря на все свои особенности, не менее интересен, чем этот самый Бикер. Конечно, Каин не может использовать те же мотивирующие средства, что и Шутт (по причине того, что у Каина ничего такого нет), но зато блестящий ум, хитрость и харизма превращают остатки двух полков в по-настоящему элитное подразделение. Ну и потом, Каин умудряется выживать и выполнять задания не только благодаря своим боевым навыкам (они у него, кстати, неплохие), но и благодаря вышеперечисленным навыкам. Ну, а там, где Каину нечего противопоставить противнику в неравной схватке, он может попросить о помощи Юргена, ведь тот не зря таскает с собой мелту…
Есть такой персонаж, примарх по имени Джагадай Хан. Наверное, можно упомянуть, что Джагадай Хан – реальное историческое лицо, второй сын Чингис Хана. Можно ещё добавить то, что его история очень сильно похожа на историю Чингиса (только на Чогорисе), а тактика Белых Шрамов схожа с тактикой армии Чингис Хана. Упор делается на скорость, только вместо лошадей – мотоциклы.
Лион «Лев» Эль-Джонсон – аллюзия на Артура и рыцарей Круглого Стола, Космические Волки («Влка Фенрика») – на викингов (и, если кто-то уверен, что они больше похожи на русских, несмотря на имена, стоит отметить, что часто среди буйных норвежцев и прочих скандинавов, встречались и жители Новгорода, например). Но, собственно, пора перейти к другим примерам, более явным и скрытым…
Про Востроянцев я писал – про то, что их внешний вид – один-в-один, стрельцы Иоанна Васильевича, прозванного Грозным. Сложно сказать, признак это уважения или, наоборот (кстати, людей с русскими именами и фамилиями в «Вахе» хватает, как и планет), но, что есть – то есть. Криговцы – аллюзия на немцев времён Первой Мировой (противогазы и характерные шлемы «пикельхельм» намекают), а подчинённые Каину валлхалльцы – вовсе не русские, как многие просто уверены, а вполне себе шведы – имена и фамилии намекают, кстати говоря. Катачанцы – аллюзия на Джона Рэмбо (если это не понятно при виде артов с ними, то имя бойца Слай Мэрбо намекает, так как «Слай» – прозвище Сильвестра Сталлоне, а «Мэрбо» – анаграмма на «Рэмбо», да и попадался где-то арт с этим самым Слаем Мэрбо, где у него было лицо Сталлоне).
Но, наверное, стоит в самом деле, рассказать о чём-то более сложном и интересном… В книге «Волчий клинок» про Рагнара «Чёрную Гриву», рассказывается о том, как наш бравый Космоволк был отправлен в ссылку на Терру – в телохранители к одной леди-Навигатору из дома Белизариус. На Терре Рагнару придётся работать в тесном сотрудничестве с несколькими Волчьими Клинками – Торином и Хаэгром. Хаэгр – толстяк и здоровяк, любит покушать и создаёт впечатление, скажем так, человека недалёкого, который «дерётся потому, что дерётся». Никого не напоминает? А если упомянуть при этом, что Торин его часто подкалывает, выглядит довольно аккуратно и где-то даже… изящно, умеет красиво говорить, и порой выступает «учителем» для Рагнара. Учителем по части хороших манер и быта на Терре… Сам же Рагнар порой ведёт себя то с наивностью того самого гасконца, «понаехавшего» в Париж, то с прожжённостью и здоровым цинизмом самого старшего и мудрого из мушкетёров (думаю, всё уже поняли, что книга «Волчий клинок» буквально пестрит отсылками к роману Александра Дюма).
Можно ещё привести в пример один момент из книги «Ловец душ» Аарона нашего Дембски-Боуддена, когда техножрец Делтриан пытался привести в чувство дредноут – бывшего ротного по имени Малхарион. Тот был известен тем, что написал книгу по тактике («Тёмный путь», которая была очень популярна среди сынов Кёрза), и тем, что категорически не хотел, чтобы его помещали в дредноут. Малхарион очень сильно не хотел просыпаться – он прожил долгую жизнь, и считал, что заслужил право на покой… Его желание совпало с тем, чего хотел Вандред, известный также, как «Вознесённый», который послал одного из Терминаторов, Враала, чтобы тот помешал пробуждению… Завязался бой, в течение которого Враала пытались остановить втроём воины Первого Когтя (Ксарл, Сайрион и Меркуций). Они не особо преуспели, хотя и смогли немного остановить Враала… Но потом раздался звук заряжания орудий дредноута, прогремела очередь из нескольких снарядов, которой Враала буквально распылило на атомы…А потом был тот диалог: «Малхарион! Ты пробудился! Но как? – Я услышал звук болтерной стрельбы!». Ничего не напоминает? «Саид! Ты как тут оказался? – Стреляли…»… Всё же, фильм «Белое солнце пустыни» известен и за пределами территории бывшего СССР, и АДБ вполне мог его посмотреть…
Вообще, «Warhammer 40000» полон отсылками – даже его сюжетная линия часто базируется на них. Например, в своей статье «Да не создашь ты машину по образу своему», я писал о том, что в «Warhammer», как и в «Дюне» Фрэнка Герберта, запрещены ИИ и сверхмощные компьютеры – по той же причине. Тоже было восстание ИИ, только немного в другой форме, но с тем же результатом… Кстати, что касается «Дюны»… В том же «Волчьем клинке» есть эпизод, буквально один-в-один повторяющий атаку охотника-искателя на Пауля, только вместо Пауля была леди-навигатор, а вместо Шедаут Мейпс – сам Рагнар…
Но, на самом деле, все эти отсылки – это не так уж и плохо, ведь мало просто взять что-то – и встроить в свой сюжет, надо ещё суметь сделать это так, чтобы оно не выглядело чем-то чужеродным. И авторам «Warhammer 40000» это удалось. Всё, что есть в книгах – довольно органично вписано в сюжет. Железные Воины, атакующие Гидру Кордатус, ведут за собой войска Кровавого Пакта (на самом деле – в качестве пушечного мяса, но те и сами не против). У них поддержка тяжёлой техники и титанов – и ничто из этого не выглядит чужеродным или вырванным из контекста… И так – почти во всех книгах – если что-то там есть, то почти всегда оно имеет хороший чёткий «обоснуй». За это мы «Warhammer 40000» и любим.
А кто ещё может назвать отсылки и аллюзии?
А с Вами был я, Алексей Аряев. Подписывайтесь на мой канал, поддерживайте его Вашими "королевскими лайками", ведь впереди будет ещё немало интересного! Спасибо всем тем, кто поддерживает меня в эти сложные для меня времена!