— Отнимаете у ребенка детство — ваше дело, родителям решать, как над ребенком издеваться, а я своего перегружать не собираюсь! — Написала мне на днях одна очень ответственная мамочка, то ли в Инстаграм, то ли в Фейсбуке, уж простите, не запомнил.
Речь шла о тех самых внешкольных занятиях — кружках и прочем, о которых я сегодня.да-да, уже не первый раз пишу.
А еще одна дама (уже тут, на Дзене) выдала вообще уж противоречивый комментарий — мол, водить ребенка туда, куда ему хочется слишком дорого, так как кружки все платные, а еще оттуда выгоняют, если ребенок не тянет!
Я вот на самом деле не понимаю, как это ребенка гонят из платных кружков (там что, организаторам деньги не нужны?), и вообще не понимаю — как это, все кружки платные? Ну да, занятия в музыкальной школе не бесплатны. И в художественной именно школе — тоже. Родительская плата за них существовала всегда, даже в благословенные в этом вопросе советские времена.
Но есть множество кружков и ансамблей при школах, детских досуговых центрах, для поклонников точных наук — в технопарках, например. Стоит оглянуться, поискать в Интернете том же, и бесплатные занятия вы найдете.
И тут-то выплывает вторая часть комментария — ребенок не тянет! Вот это вот «не тянет» — краеугольный камень философии гиперзаботливых матерей. Если ребенок не тянет, ему надо «облегчить нагрузочку «, «сократить занятия» и прочее, прочее, прочее.
Учителя многие жалуются, что в начальной школе поток мам с этим словом «не тянет», с жалобами, что деточке трудно, не иссякает. Надо бы попроще, надо бы ребенка не нагружать, программа сложная…
Ну, можно программу и попроще. Чтобы таблицу умножения к одиннадцатому классу осиливали. Только что в результате из этого выйдет, если «нагрузочку» до такого уровня-то снизить, м?
Без труда не вытащить и рыбки из пруда — помните эту народную мудрость? Почему-то в нашем детстве она частенько упоминалась, а сейчас детей настолько берегут, что труд и ребенок — понятия несовместимые. Хотя труд — это не только в поле пахать, учиться — это тоже труд. И спорт — это тоже труд. И танцы — это тоже труд.
В общем-то, любая отрасль требует труда, упорства и настойчивости.
И если ребенок «не тянет», то есть у него что-то не получается с первого раза, то, может, стоит объяснить: сидеть сиднем и рассчитывать, что навыки и умения придут сами собой не стоит, а? рассказать — если хочешь тянуть, стоит работать — долго и упорно, в первую очередь — над собой.
Любые занятия — и школьные и, тем более, внешкольные, те самые кружки, что можно бросить в любой момент, учат ребенка тому что для достижения желаемого придется потрудится. Хочешь научиться танцевать — работай! Хочешь освоить борьбу или карате, или что угодно — работай над собой, тренируйся! Хочешь написать программу для робота — и тут тоже придется пахать, учиться, учиться и еще раз учиться, и не отступать при первой же неудачи.
Это не крадет у ребенка детство, это у него вырабатывает качества, которые помогут ему во взрослой жизни. И вот если ребенок реально тянется изо всех сил, а у него не выходит — тогда можно говорить «не тянет», и осторожно искать ему другие отрасли, что могут заинтересовать.
А если он сидит, пальцем не шевелит, то это уже не «не тянет». Это уже «приплыли». Дозаботились…