Найти тему
Беерот Ицхак

Глава Итро — «гаранты — ваши дети»

Оглавление

Сказал царь Шломо: «Сын мой, если ты стал гарантом за ближнего своего, поручился за чужого, попался в ловушку собственных слов – сделай вот что, сын мой, и спасешься: иди, унизь себя перед ним, и возвысь его (пока не умиротворишь его)».

Наши мудрецы приводят мидраш о даровании Торы. Когда евреи стояли у горы Синай, Всевышний спросил их: «Если Я дам вам Свою Тору, будете ее выполнять?»

Ответили евреи: «Да!»

Сказал Всевышний: «Я хочу, чтобы вы дали мне гарантов».

Сказали евреи: «Небо и земля поручатся за нас!»

Не согласился Всевышний: «Это вещи эфемерные, как сказано: “Небеса, словно дым, развеются, а земля, словно одежда, истлеет”. Но есть у Меня гаранты получше: ваши дети! Если будете выполнять Тору – Я буду давать жизнь вашим детям. А если не будете – Я отниму их у вас, как сказано: “Если забудешь Тору Б-га твоего – Я также забуду твоих детей”.

В тот час евреи приняли Тору, и дети стали их поручителями. Как сказано: “Сын мой, первенец мой, Израиль”».

Мидраш этот очень известный. Но возникает вопрос: чем виноваты дети, что за грехи отцов будут отняты у них? Ведь сказано в книге Дварим (21), что дети не будут умирать за грехи отцов, а каждый человек будет умирать лишь за свои собственные грехи. И вообще, где мы находим такое, чтобы человека сделали гарантом без его согласия, и даже без того, чтобы спросить его? Тот грешит, а этот расплачивается?

Мне пришло в голову одно объяснение, которое проливает свет на нашу эпоху и объясняет одно из тяжких явлений нашего поколения.

Когда сыны Израиля желали взять в гаранты небо и землю, что они имели в виду? Что небеса рухнут и земля разрушится из-за их грехов? Конечно, нет! Несомненно, они предложили, что, если будут грешить – небеса закроются, и не будет дождя, и земля не даст урожая. А именно – что евреи не получат от них добра, и связь между ними прекратится.

Когда Всевышний предложил детей в гаранты, Он не имел в виду, что если родители будут грешить, Он, не дай Б-г, будет умертвлять или мучить детей. Разве невинные дети виноваты в грехах своих родителей?

Что же Всевышний предложил? Что родители не получат от детей добра, радости и удовольствия, и что связь между ними прервется...

читать дальше