Найти в Дзене
Человек-метро

Как мы строили ретропоезд Метро. Часть 2

Долгожданное продолжение хроники создания уникального поезда в петербургском метро. Рассказывает идеолог проекта
Оглавление

Долгожданное продолжение хроники создания уникального поезда в петербургском метро.
В
первой части истории я рассказал о начале ремонта вагонов будущего ретросостава, предпосылках его появления и примерах из других городов.

В этот раз мы, наконец, увидим, что в итоге получилось за 34 месяца работы.

Процесс работы над кузовом вагона №3934 в ТЧ-2 "Дачное"
Процесс работы над кузовом вагона №3934 в ТЧ-2 "Дачное"

Отмечу сразу, что хоть проект был имиджевым, многие из ответственных подразделений работали по ряду объективных причин над составом в факультативном порядке, поэтому ход работ в целом можно было охарактеризовать неспешным. Весь 2013 год ушёл на проработку технического задания и проектирование.

Не хватает только телевизора

Одной из любопытных задач конструкторов, к слову, была установка жидкокристаллического дисплея или попросту телевизора в один из вагонов.

-2

Казалось бы, задача совершенно тривиальна - приходи в Эльдорадо или М.Видео, покупай панель и прикручивай на стену! Но в реальности всё оказалось сложнее. Сперва нужно было выяснить одну элегантную вещь - а где на вагоне, особенно в движении, взять 220 Вольт? Дело в том, что бортовая сеть вагона метро (цепь управления, если по-научному) - это 80 Вольт постоянного тока и это напряжение для телеэкранов массового производства напрямую использоваться не может. Таким образом, потребовался преобразователь, который и предстояло просчитать, заказать детали и собрать.

Помните про банкетки, о которых я рассказывал в первой части? В вагоне типа Е №3369, в который было решено смонтировать экран, банкетка пригодилась и стала пристанищем для монтажа внутри неё блока питания.

В устройстве предусмотрена возможность запитки и от внешнего источника, что позволяет гипотетически смотреть телевизор в вагоне даже при отсутствии высокого напряжения или слабого заряда аккумуляторных батарей (а таково их состояние практически по умолчанию).

Еще одним важным моментом стал выбор дисплея. Важным фактором стала необходимость защиты экрана от тряски и вибраций - поверьте, с учетом особенностей строения тележек и состояния рельсового пути они неслабые при движении состава! Подумали и о защите от гипотетического физического воздействия - понятно, что ретросостав изначально не предполагали использовать для массовых перевозок, но подстраховаться от удара локтём/телом, даже случайного вполне стоило. В итоге был приобретен специализированный дисплей в так называемом транспортном исполнении.

В процессе проработки монтажа экрана приходилось не раз вмешиваться и корректировать проектные решения. В первых вариантах, например, металлические планки крепления экрана к стене были открытыми и могли быть видны глазу пассажира, что было бы просто не эстетично. А вот иллюстрация еще одного варианта - станина крепления уже скрыта, но вокруг телевизора есть рамка, повторяющая обвод заглушенного окна. Непосредственно в ходе обшивки салона я предложил деповчанам из "Дачного" отступить от проектного решения и зашить стену сплошными листами. Потом конструкторы бюро, конечно, ругались на нас сильно из-за несоответствия выполненного начерченному:

Вариант исполнения дисплея в вагоне №3369
Вариант исполнения дисплея в вагоне №3369

После волевой зашивки "по месту" получилось так:

Обратите внимание на замочные скважины сверху и под дисплеем. Предлагаю в комментариях высказать свои предположения зачем они нужны)
Обратите внимание на замочные скважины сверху и под дисплеем. Предлагаю в комментариях высказать свои предположения зачем они нужны)

Вашу маму и там и тут показывают!

Резонный вопрос вы зададите мне - а зачем вообще приспичило ставить экран в вагон? Идея эта точно была не моя (я выступал вообще за минимальные вмешательства в оригинальную компоновку), но то, что в итоге на нём стали транслировать, стало одной из моих интереснейших творческих работ.

Каждый из четырех вагонов ретросостава был заточен под свою тему и об этом я далее подробнее расскажу. За вагоном №3369 была закреплена задача популяризации истории подвижного состава Петербургского метро, поэтому было принято решение транслировать на телеэкране нечто интерактивное, дополняющее содержимое плакатов на стенах салона. Проблема была только в одном - такого контента попросту не существовало! Поэтому нам оставалось "лишь" взять и снять серию видеороликов.

Отдельное спасибо стоит, безусловно, сказать пресс-секретарю метро (Юля, заметь, я не стесняюсь про тебя написать), которая организовала съемки минифильмов, вдохновила на написание сценария и предложила принять непосредственное участие в съёмках в качестве рассказчика.

В целях оптимизации времени и ресурсов, а также понимая целевую аудиторию, мы решили сделать 4 ролика, каждый из которых охватывал по 1-2 ключевых модели подвижного состава ленинградского-петербургского метро.

Разве скажешь, что подо мной пропасть? ) Для съемки этого плана пришлось не глядя выходить на помост из двух досок "сороковок", проложенных между вагонами. Не сказать, что падать можно было бы долго - высота около полутора метров, но для травмирования в самый раз! А как эти досочки  раскачивались театрально, ух!
Разве скажешь, что подо мной пропасть? ) Для съемки этого плана пришлось не глядя выходить на помост из двух досок "сороковок", проложенных между вагонами. Не сказать, что падать можно было бы долго - высота около полутора метров, но для травмирования в самый раз! А как эти досочки раскачивались театрально, ух!

При написании сценария и его воплощении в жизни удалось реализовать достаточно уникальные до сегодняшних дней моменты - для антуражности съемок я старался придумывать интересные сочетания вагонов и обстановки.

Как тебе такое, Илон Маск? Это вагон типа Е, которые на линиях со станциями закрытого типа встретить было невозможно - не совпадали дверные проёмы.
Как тебе такое, Илон Маск? Это вагон типа Е, которые на линиях со станциями закрытого типа встретить было невозможно - не совпадали дверные проёмы.

Подумалось сейчас мне при подготовке статьи, что показать бэкстэйдж (так сказать) тех съемок - это была бы отдельная хорошая тема, поэтому так и сделаем!

Что в итоге? В результате наших свистостраданий получились вполне себе любопытные ролики, посмотреть которые можно в youtube. Ссылку давать не буду, но гуглится элементарно по словам "история вагонов петербургского метро" и т.д. Особо рекламировать не хочу, так как какой-то поросёнок, не имеющий отношения к проекту, выложил его на свой канал, поставив уродливый "водяной знак", и окучивает просмотры.

Паспорт без обложки

Как человеку в современном мире невозможно жить без паспорта (ну, радикальные ситуации не берём в виде африканских племён и эскимосов), так и вагону метро, как оказалось, положен свой документ. Паспорт вагона может увидеть любой пассажир. Скорее, он его видел не раз, но не знал, что это паспорт. Так что же это такое? Простым языком - это обыкновенная табличка, как правило, размещенная в одном из торцов вагона, на которой написан год выпуска конкретной единицы, завод-изготовитель и наименование модели (или типа).

В среде некоторых увлечённых на всю голову фанатов (попросту идиотов, простите, пожалуйста) полтора десятилетия назад возникла негативная тенденция по скручиванию оригинальных паспортов для пополнения домашней коллекции, в связи с чем найти внутри салона оригинальную табличку возрастного вагона стало неисполнимой задачей.

Так как наш ретро-состав был представлен сразу двумя типами вагонами, да еще и от разных производителей (у всех были свои особенности паспортов), пришлось изрядно потрудиться на поприще воссоздания реплик.

Табличку для вагонов типа Е изготавливали на заводе в Мытищах из силуминового сплава методом литья с последующим грунтованием и окрашиванием. Причём для контраста и улучшения чтения выпуклые поверхности (собственно, буквы и цифры надписей) тонировались краской более тёмных оттенков (коричневой, например).

Оригинальный паспорт вагона типа Е
Оригинальный паспорт вагона типа Е

На ленинградских же вагонах паспорта изготавливались несколько проще - использовали фотобумагу, на чувствительный слой которой в условиях заводской фотолаборатории проецировали специально подготовленную плёнку с данными. Затем закрепленный на бумаге фотоснимок приклеивали к прямоугольному куску оргстекла.

Паспорт вагона типа Ем-508. Конкретно таких в Петербурге не встретишь, но технология и общий вид таблички вполне соответствует
Паспорт вагона типа Ем-508. Конкретно таких в Петербурге не встретишь, но технология и общий вид таблички вполне соответствует

К большому сожалению обе две технологии были либо недоступны для нас (по причине ограниченности бюджета) либо были достаточно трудоёмки, поэтому для воссоздания реплик применили находчивость и смекалку.

Чтобы сделать копию рельефного силуминового паспорта вагона типа Е, я обратился за помощью к Андрею Комарову, моему доброму другу и московскому коллеге, который привёз в Петербург оригинальную табличку и передал во временное пользование. Процесс создания ретро-состава хронологически совпал со строительно-монтажными работами в Интерактивном центре истории метрополитена (для простоты - в метромузее) и это в ряде вещей помогло обоим проектам. В частности, художники-реставраторы из музейного проекта согласились отформовать табличку Андрея и сделать несколько копий из смолы. В итоге были получены бесцветные таблички, которые затем я раскрашивал вручную, используя эмаль для сборных моделей фирмы Tamiya двух цветов: горчичный и шоколадно-коричневый. Таким образом, было создано 2 полноцветные копии, которые...в итоге внутри вагонов так и не появились. В чём же причина? Достаточно русская и легко характеризуется крылатой фразой Виктора Черномырдина - "Хотели как лучше, а получилось как всегда".

Сейчас в двух вагонах ретросостава красуются паспорта сделанные самим заводом-изготовителем из Мытищ. Предположительная версия следующая: один уважаемый человек из метрополитена обратился с просьбой к другому не менее уважаемому человеку на заводе помочь проекту и "родная верфь"-таки помогла. Завод сделал новые таблички, но из пластика и на основе паспорта образца 1986-1994 г.в., который вешался на вагоны более поздних лет выпуска, судите сами:

На моё интеллигентное замечание получил фантастическую реплику - "а где уверенность, что твоя реплика сделана с настоящей?". После этого продолжать дискуссию было бессмысленно...Надеюсь, что уважаемый человек когда-нибудь это прочтёт.

Но одна из двух реплик оригинальной таблички всё же нашла применение - сейчас её можно увидеть в музее метрополитена в цокольном этаже. Верю же, что настанет и светлая полоса в жизни метрополитена, когда и те салоны, для которых работа предназначалась, обретут законченный вид.

Что же по ленинградцам? А там было всё проще - штатное подразделение метрополитена, занимающееся рекламой и информационно-ориентирующей средой, изготовило весьма похожие паспорта, напечатав их на прозрачном пластике.

Макет новодельного паспорта. Спасибо Службе "И" за помощь, а конкретно Ольге Зерщиковой и Лене Щепоткиной.
Макет новодельного паспорта. Спасибо Службе "И" за помощь, а конкретно Ольге Зерщиковой и Лене Щепоткиной.
Пожалуй, один из самых приятных моментов..
Пожалуй, один из самых приятных моментов..

Немного геральдики

Герб (польск. herb от нем. Erbe — наследие) — изобразительный опознавательный знак (подвид эмблем), составленный и употребляемый по правилам геральдики, служащий для отличия владельца (личности, семьи, рода; населённого пункта...

Сейчас каждый состав в метро Петербурга украшен 4 гербами - символами города с двумя серебряными якорями. Это появилось в 2014 году (вслед за Москвой, по всей видимости). Но прецедентом это не было - гербы и раньше украшали борта вагонов, но было это при СССР. Собственно говоря, это и было широко известное изображение серпа и молота на фоне земного шара в окружении колосьев и лент.

Само собой не нанести его было бы непростительно! Помощь в этой работе оказали коллеги из Метротранссервиса.

Красным языком плаката

С одной стороны по-хорошему внутри вагонов вообще ничего не нужно было делать, чтобы передать аутентичный дух, однако петербургский ретросостав - это по сути передвижной филиал музея, поэтому информационно-историческое наполнение ему всё же было необходимо.

Плакаты мы верстали достаточно долго. Причем дело было не отсутствии материала, наоборот! Информации была туча и большей проблемой была как раз оптимизация, урезание, проще говоря, под нужный лаконичный формат плаката.

По способу крепления материала на стены я высказался сразу - однозначно никаких штатных метрополитеновских рекламных карманов, как было в 2005 году. Почему? Дело в том, что они крепятся шурупами к обшивке стен и учитывая достаточно высокую ценность нашего воссозданного линкруста согласиться его дырявить было бы просто преступлением. Итог - было решено плакаты изготавливать на пластике (по аналогии с технологией изготовления информационных указателей на станциях метро) и монтировать их на промышленный двухсторонний скотч. Для максимальной эффективности размещения информации после замеров был выбран квадрат со стороной 700 мм.

Вариант схемы размещения материалов в вагоне №1
Вариант схемы размещения материалов в вагоне №1

По тематике каждому вагону предназначалась своя просветительская роль:

Плакатное попурри. Источник: https://www.behance.net/gallery/38860323/Metro-Saint-Petersburg-60
Плакатное попурри. Источник: https://www.behance.net/gallery/38860323/Metro-Saint-Petersburg-60
  • Вагон №1 - Начальники метрополитена и события, произошедшие в период их руководства (нередко удивительным образом ставившиеся как личная заслуга);
  • Вагон №2 - Уникальные станции и сооружения метрополитена;
  • Вагон №3 - История подвижного состава Петербургского метрополитена:
  • Вагон №4 - Выставка "Нереализованные проекты ленинградского-Петербургского метрополитена".
Процесс работы. Фанерная заготовка под суконную вставку
Процесс работы. Фанерная заготовка под суконную вставку
Вид на зону сменной экспозиции
Вид на зону сменной экспозиции

Что касается последнего вагона, то предполагалось изначально, что выставка в нём будет сменной - для чего в двух местах были заглушены окна, смонтированы стенды с суконной облицовкой с возможностью лёгкой (как тогда казалось!) смены материала . Для сбора информации я был оперативно командирован в Ленгипрометротранс - проектную организацию, которая спроектировала весь метрополитен в Ленинграде-Петербурге. В недрах института мне посчастливилось познакомиться с талантливейшим архитектором Дмитрием Бойцовым, который проникся нашей идеей и помог подбором уникального материала, среди которого оказались нереализованные архитектурные решения ряда станций метро Петербурга. Непосредственно для суконных вставок мы предполагали размещение эскизов станций и вестибюлей первой очереди. Несмотря на некоторые сложности (Музей истории Санкт-Петербурга предъявил метрополитену нехилый счет на сканирование, имеющихся у них образцов. При том, что по имеющейся информации сам метрополитен безвозмездно много лет назад передавал им эскизы в вещественном виде. Ничего личного, just business, да?), всё же удалось кое-что собрать из запасников музея метро.

Одна из переснятых в музее картин стала частью наполнения
Одна из переснятых в музее картин стала частью наполнения

На деле же, еще на этапе монтажа плакатов стало понятно, что многократно воздействовать на сукно нежелательно. Двусторонний скотч ни в какую не желал держать дольше пяти минут изображения, они безапелляционно падали, в связи с чем картинки прикрепили...кнопками. Хотя на самом деле и не это причина того, что выставка не переоформляется. В метрополитене сейчас нет заинтересованных специалистов для такой работы.

Непосредственный процесс работы

Стоит конечно привести побольше фотографий, которые позволят составить образ проведенной работы. Однако буду себя сильно ограничивать - снимков очень много. Поэтапно, от подготовки интерьера, до покраски и монтажа салона.

Демонтаж интерьера в вагоне типа Ема №3935
Демонтаж интерьера в вагоне типа Ема №3935
"Раздетый" салон
"Раздетый" салон
Аппаратная перегородка до начала работ и после
Аппаратная перегородка до начала работ и после

Праздничный дебют!

Ну что, вот и настало время презентации. Перед тем, как представить состав публике в рамках празднования 60-летия метрополитена, сперва его надо было обкатать. Сделать это решили ночью, 22 октября 2015 года, чтобы не создавать рисков для движения линейных составов, ну а для меня появилась удачная возможность пофотографировать наше детище.

В дни торжеств, посвященных празднованию 60-летия Петербургского метрополитена, предприятие посетила достаточно серьезная делегация руководителей метрополитенов России, СНГ и государств, ранее входивших в состав СССР. Безусловно в стороне не мог оказаться и ретро-состав, на котором гостей прокатили из депо "Автово" без остановки прямо до станции "Приморская", откуда была продолжена культурная программа с посещением нового музея метро.

В день представления ретро-состава на первых канавах депо "Автово" была организована своеобразная выставка подвижного состава. Слева и справа новейшие на тот момент образцы - вагоны проектов "Юбилейный" и "НеВа"
В день представления ретро-состава на первых канавах депо "Автово" была организована своеобразная выставка подвижного состава. Слева и справа новейшие на тот момент образцы - вагоны проектов "Юбилейный" и "НеВа"

15 ноября 2015 года ретро-состав вышел на линию и взял на борт первых пассажиров. Многие из них не были готовы к тому, что состав будет в два раза короче обычных, поэтому ажиотаж был неимоверный. Прокатившись два круга поезд уехал обратно в депо и с тех пор используется по назначению как грузовой состав (в большую часть времени), так и как экскурсионная единица.

Для машинистов и экскурсоводов специальным заказом была пошита историческая форма, всего десять комплектов, если я не забыл.

С 2016 года начались экскурсии на ретросоставе и надо отметить, что Петербург стал первым городом на территории Российской Федерации и, возможно, СНГ, где подобные мероприятия запустились на регулярной основе.

Собрав группу у проходной депо "Автово", мы проводили гостей на территорию, рассказывали о работе депо и затем рассаживали внутрь состава. Пока поезд готовили к выезду на линию экскурсовод проводил участников по всем вагонам, рассказывая о создании поезда и основных исторических вехах в соответствии с тематикой конкретного вагона. Многие могли исполнить мечту и представить себя в качестве машиниста, посидев "за штурвалом" в кабине.

Ну восторг же! Фото: Ксения Самарина
Ну восторг же! Фото: Ксения Самарина

После объявления готовности о выходе на линию мы просили гостей определиться с вагоном, в котором они дальше желали ли бы продолжить поездку. Дело в том, что во время движения переходить между вагонами недопустимо (очень опасно).

Проход по составу, пока он стоит в депо и не подключен к высокому напряжению. Фото: Ксения Самарина
Проход по составу, пока он стоит в депо и не подключен к высокому напряжению. Фото: Ксения Самарина

Маршрут составлен был таким образом: электродепо "Автово" - станция "Приморская" с проходом всех станций, кроме последней без остановки. Примечательно, что благодаря такой экскурсии у простого человека появилась возможность прокатиться по служебной соединительной ветви между 1 и 3 линиями, что невозможно представить в рамках обыденной работы метрополитена. Еще одна большая интересность - это понаблюдать процесс выдачи состава из депо, следование по парковым путям и "заныривание в глубину" через исторический первый тоннельный портал (тот, в котором Шерлока Холмса, кстати, снимали).

Выход из депо. Фото: Ксения Самарина
Выход из депо. Фото: Ксения Самарина

Несмотря на то, что пассажирам ретро-состава предоставлялась свобода выбора вагона, большинство гостей выбирало именно первый вагон и это было совершенно оправданно:

В качестве приятного сюрприза мы решили сделать прозрачным окно в двери между салоном и кабиной. К этому окну не подступиться!) Про детей вообще говорить нечего...Фото: Ксения Самарина
В качестве приятного сюрприза мы решили сделать прозрачным окно в двери между салоном и кабиной. К этому окну не подступиться!) Про детей вообще говорить нечего...Фото: Ксения Самарина

С самого начала на правах матёрого (нет) экскурсовода я вошел в число тех, кто начал проводить экскурсии по депо и на ретросоставе и всё было бы прекрасно, если бы не последовавшие впоследствии опасения руководства о рисках для безопасности предприятия - как же так, ведь экскурсанты могут пронести что-то страшное в депо! Кто за это будет отвечать? В итоге экскурсии были достаточно быстро свёрнуты, зато наши коллеги из Москвы, вдохновившись нашим опытом, наладили подобное у себя и до сих пор продолжают радовать горожан и гостей города уникальными экскурсиями по депо и с задействование своего ретропоезда. Билеты практически не достать! Зато у нас теперь стало безопасно..

Справедливости ради отмечу, что экскурсии на ретросоставе сейчас проводятся, но крайне редко и по особым случаям (накануне нового года, например). Кому интересно, можете зайти на официальную страничку поезда.

Источник: https://www.behance.net/gallery/38860323/Metro-Saint-Petersburg-60
Источник: https://www.behance.net/gallery/38860323/Metro-Saint-Petersburg-60

Чтобы закончить на высокой ноте этот лонгрид, хочу сказать, что в чём-то возможно мы могли ошибиться, где-то что-то пришлось упростить, однако единственная стоящая оценка - это эмоции, а они в подавляющем большинстве выражены восторгом и радостью! А это самое главное!

Я хочу высказать слова благодарности всем тем, кто участвовал в создании этого чудо-поезда. А это достаточно большая группа людей: инженеры отдела ремонта Службы подвижного состава; электромеханики и механики, слесари и электромонтеры, машинисты и машинисты-инструкторы из электродепо "Автово"; мастера, маляры, технологи, ремонтники ТЧ-2 "Дачное"; конструкторы ПКТБ; дизайнеры отдела рекламы Службы управления имуществом; специалисты Метротранссервиса (МТС); дизайнеры KOMM collective и многие другие (простите, если кого запамятовал).

Отдельно и пофамильно просто необходимо отметить людей, которые прониклись идеей и переносили многие мои хотелки в реальность, преодолевая при этом различные технические и бюрократические сложности, которые неизбежно возникают при реализации чего-либо нестандартного:

Это Роман Иванов, Иван Хохлов, Юрий Березин, Катерина Качавина, Соня Апунникова, Ольга Зерщикова, Лена Щепоткина, Алексей Егоров и Юлия Шавель.

-35

Радовать вас часто новыми материалы у меня не получается, но я буду стараться. Спасибо за внимание и до скорой встречи!

Лайки, репосты, вот это всё очень приветствуется. Материал авторский, времени уходит много на подготовку статей.