Начало истории здесь.
Прогулки до маяка
На четыре дня мы застряли в крошечной марине Мема. Можно бы было ещё немного покататься туда-сюда по Гёта-каналу, но увы правилами установлено, что идти можно только в одном направлении.
Мы привели в порядок лодку, сделали первое ТО двигателя, каждое утро просыпались от кряканья местных уточек.
В один из дней мы пешком прогулялись по каналу обратно до Сёдерчёпинга, около 6 км, купили запасной газовый баллон, немного еды и более внимательно поизучали город.
У Мема всего две достопримечательности – шлюз и маяк.
Мы решили, что жизнь даёт нам время отдохнуть и подготовиться к переходу.
Главным нашим развлечением стало брать термос с чаем, идти к маяку смотреть на море и мечтать. Эти четыре дня мы почему-то вспоминаем с особой теплотой.
В путь
Дождавшись погоды, мы покинули уютный причал Мема. Прошли последний шлюз, сдали карточки и отправились в сторону открытого моря через узкие протоки между островами архипелага Св. Анны (шв. Sankt Anna archipelag
Перевалочным пунктом перед большим переходом мы выбрали марину Аркесунда.
Аркесунд - по сути, просто марина-остановка перед открытым морем, и смотреть здесь было нечего.
Из Аркесунда мы вылетели на всех парусах на крепком галфвинде, но через 5 часов намертво воткнулись в штиль. Балтика в тех районах несимпатично цвела, попахивала, палило обеденное солнце. Поняв, что ветер не появится, мы смайнались, завели двигатель, и через 3 часа снова почувствовали прохладные порывы. Задуло с юга, мы решили, как можно дольше пройтись галфвиндом на этом ветре и двинули к северному "шельфу" острова Готланд. На подходе к Готланду над нами покружил самолетик кост-гардов, по рации ничего не спросил и улетел.
К утру мы оставили Готланд позади, ночь прошла спокойно. Так мы преодолели первые 80 миль за первый день.
Шторм без парусов
Утро было ясным и тёплым, ближе к обеду на небе появились циррокумулюсы, похолодало, ветер усиливался.
Мы взяли севернее, ветер задул в спину. Вечером мы сменили геную на средний стаксель. Ночью сменили грот с большого на уменьшенный. Затем сменили стаксель на "штормовой", затем сняли и его. К утру мы уже шли 7-8 узлов на зарифленном гроте. Волны становились всё больше, а ветер - крепче, около 8 часов утра мы сняли все паруса. Дуло в корму, мы шли 5-6 узлов на голой мачте в течение всего дня. Рулить приходилось только чтобы удерживать лодку по волне.
Ближе к полуночи мы оказались в «устье» финского залива, и на горизонте то и дело появлялись лайнеры – мы пересекали перекрёстки фарватеров и расходились с судами. С лайнером Tallink от нашей усталости, волны и нестабильного ветра, мы расходились экстремально близко и практически неуправляемо.
Волна и ветер утихли, мы поставили небольшие паруса и приняли решение отдохнуть. И так, около 5 утра, мы оказались в городе Ханко.
Подушка - провидица
В Ханко мы остались на сутки. Выспались, почистили пёрышки и наконец спокойно поели. Пока гуляли по городу, в витрине наткнулись на подушку.
Уже по приходу в Россию, мы посмотрели архив погоды: в тот день волна разогналась до 4-5 метров, а ветер - до 27 узлов. Ну и в общем, это было моё первое море, и мой первый шторм.
<< Часть 6: Гёта-канал | Часть 8: Сутки штиля и подарки от морских пограничников >>