Класс 2020 года сильно отличается от класса 2010 года. Сегодня почти в каждом классе есть интерактивная доска. В процессе обучения дети пользуются планшетами. Домашние задания выкладываются на специальный портал, к которому имеют доступ учителя, ученики и их родители. Нынешнее поколение учеников растет в эпоху развития технологий и будет жить в новой технологической среде. Дело не только в том, чему учатся дети, но и в том, как они учатся. Большое значение для подготовки учеников к работе и жизни в XXI в. имеют технологическая база, навыки использования цифровых устройств, а также навыки работы в группе и эффективного общения.
Будет ли ситуация меняться также стремительно в ближайшее десятилетие?
Компания Clevertouch полагает, что да, и намерена стать одним из инициаторов этих кардинальных перемен, поскольку в 2030 г. экранам и технологиям Clevertouch исполнится 21 год. Каким будет их облик, когда они "достигнут зрелости"? И как изменится сам процесс обучения?
Процесс обучения станет гораздо более гибким: обучаться можно будет в любом месте и в любое время.
Учиться постоянно
Обучение будет проходить как в классе, так и во внеклассное время, переход будет плавным. В будущем ученики смогут учиться постоянно, поскольку они в любом месте будут иметь доступ к различным платформам и устройствам. Процесс обучения станет гораздо более гибким: получать образование можно будет и дома, и в классе, и в дороге. Благодаря разработкам Clevertouch учителя уже сейчас могут обмениваться информацией с учениками через аккаунты в облачных хранилищах данных, а в будущем это станет нормой. Ученики будут получать удовольствие от обучения и полностью погружаться в этот процесс, где бы они ни находились. Непосредственное обучение станет менее распространенным. Возможно, дети смогут учиться в школах, расположенных за сотни километров от их дома и полностью перейти на дистанционное обучение.
Виртуальная и дополненная реальность
Виртуальная и дополненная реальность радикально изменят правила игры. Когда-то ученикам приходилось читать скучные учебники, чтобы узнать о дальних странах или исторических событиях. К 2030 г. для них станет обычным делом погружаться в виртуальные пространства и буквально физически пропускать через себя изучаемый материал. Достаточно будет надеть гарнитуру виртуальной реальности, и они смогут перенестись в прошлое или отправиться в путешествие на другой конец света.
Геймификация
Игрофикация применяется во всех разделах хозяйственной деятельности и образования. Игра поощряет обучающегося с помощью "вознаграждений" и игровых инструментов, развивая способность к запоминанию и усвоению материала, умение решать задачи, а также навыки совместной работы и коммуникативные. Видеоигры станут более широко применяться в будущем для стимулирования учебно-познавательной деятельности. В Cleverstore уже сейчас имеется множество приложений и функций, с помощью которых учителя оптимизируют процесс обучения, и в дальнейшем это направление будет только развиваться.
Индивидуальный подход
Ключевую роль будет играть индивидуализация образования. Ученики будут все в большей мере управлять процессом собственного образования, выстраивать его, а не пассивно поглощать учебный материал. С помощью искусственного интеллекта учителя смогут разрабатывать индивидуальные планы обучения, которые позволят задействовать и укрепить потенциал каждого ученика. Технологии помогут учителям подбирать индивидуальные методы и темпы обучения за счет отслеживания динамики и индивидуализация обучающей деятельности, чтобы удовлетворять все более разнообразные потребности классов. Технология адаптивного обучения использует данные об успеваемости отдельных учеников для разработки учебных планов с учетом темпов обучения, возможностей и интересов ученика.
Устранить барьеры
Каждый ученик достоин наилучшего образования. В будущем, чтобы получить качественное образование, ученикам не придется в обязательном порядке посещать школу, и поэтому дети с физическими недостатками смогут учиться дома. Ученики, которые испытывают трудности в овладении навыками чтения, смогут получать информацию другими способами и расширять свои познания с помощью обучающих функций, аналогичных доступным в магазине Cleverstore. Учителя освободятся от наиболее рутинной бумажной работы и смогут больше времени уделять проблемным ученикам, что положительно отразится на их успеваемости. Внедрение образовательных технологий в школьную практику обеспечивает равные возможности ученикам из разных слоев общества, что является залогом успеха во взрослой жизни.
Совместная работа
Продолжает расширяться применение таких инструментов совместной работы, как интерактивные панели и планшеты. Постепенное снижение цен приведет к тому, что все больше классов будут обеспечены этими устройствами, так каждый ученик будет располагать отдельным устройством. Они не будут привилегией школ с большим бюджетом, и будут доступны всем ученикам независимо от их социального происхождения. К 2030 г. половина молодых людей на земном шаре будет проживать в странах, где есть возможность подключения мобильного интернета, и эта возможность будет использоваться для доступа к обучению.
Новые форматы
"Многие технологии, которые уже сейчас вызывают всеобщий интерес, получат дальнейшее развитие, - говорит Шон Марклью, директор по продажам компании Clevertouch. – Сейчас есть складные экраны, а в будущем экраны можно будет сворачивать, изменяя их формат. Затем получит развитие технология стеклянных сенсорных панелей, и стекло превратится в крупноформатный сенсорный экран. Стеклянная перегородка будет использоваться как экран. Классная комната изменится до неузнаваемости".
Очевидно, что в 2030 г. школьные классы будут выглядеть и функционировать совершенно по-другому, чем в 2020 г. Учебным заведениям и создателям информационных технологий придется быстро адаптироваться к изменяющимся запросам и потребностям современных учеников, которые должны быть готовы к жизни в динамичных и нестабильных условиях будущего.