Сегодня я расскажу о Вам прекрасном месте на Юге Франции - вилле и садах Efrussi de Rothschild, расположенных между Ниццей и Монако в Приморском департаменте Альпы региона Прованс-Альпы-Лазурный Берег Франции.
Впечатляющая розово-белая вилла Efrussi de Rothschild, также известная как Villa Ile-de-France, занимает самую узкую часть входа на полуостров Кап-Ферра и является великолепным особняком прекрасной эпохи начала 20-века, построенным для размещения художественных коллекций семьи Ротшильдов. Вилла была зарегистрирована как исторический памятник в 1996 году.
Вилла Efrussi de Rothschild была построена между 1905 и 1912 годами и сохранилась скорее как жилой особняк, чем музей, и является данью уважения баронессе Беатрис Ефрусси де Ротшильд (1864-1934), яркой дочери барона Альфонса де Ротшильда, губернатора Банка Франции и жены богатого банкира Мориса Ефрусси.
Беатрис де Ротшильд была театральной и железной натурой, привыкшей щеголять в одном из своих 50 париков и одеваться с ног до головы в розовое, включая шелковые зонтики и розовую сумочку из крокодиловой кожи. Она хотела принимать гостей своего мужа на вилле с великолепием и показной помпой Марии-Антуанетты и позволяла экзотическим животным таким как попугаи, мангусты, обезьяны и фламинго бродить по территории.
В течение своих странствований на круизном лайнере Иль-де-Франс Эфрусси де Ротшильд была очарована пейзажами планеты – Верона, Флоренция, Венеция, Каталония, экзотические сады пустынь, мистическая Япония. Помимо своей страсти к искусству баронесса воплотила в садах и свою любовь к природе. Садовое искусство народов мира и дикая природа планеты подвигли ее на идею собрать «за бортом» своего корабля все возможное разнообразие ландшафтов. Тем самым у зрителя возникает образ человека как вечного путешественника во времени и пространстве, в душе которого, как на фотоснимке, запечатлевается красота мира и природы
Итак, прогуляемся!
Французский сад занимает центральную чать территории и является его основным композиционным ядром. Он непосредственно примыкает ко дворцу и визуально объединен с ним в единую композицию, – с балконов верхних этажей виллы можно видеть всю панораму сада-корабля, и это производит необычайно эффектное впечатление. На носу «корабля» возвышается Храм Любви со ступенчатым водным каскадом. Ближе к вилле располагаются источник и боковые пруды, оформленные симметричными группами декоративных растений. В центральной и боковых чашах установлено множество фонтанных пушек, из которых в сопровождении классической музыки бьют струи воды. В паузах между музыкальными произведениями, на успокоившейся глади воды таинственно белеет отражение Храма Любви в окружении цветущих лотосов и кувшинок.
Французский сад на вилле Efrussi de Rothschild имеет точную копию храма de l'Amour в Малом Трианоне в Версале, и даже градиент каскадов фонтана был специально разработан, чтобы вода выглядела ярче.
На вечеринках Беатрис просила, чтобы персонал носил форму моряков в беретах с красными помпонами, чтобы усилить иллюзию.
Французский сад включает в себя зеленые газоны, украшенные большими итальянскими вазами. Розовые петунии, розовые олеандры, розовые азалии, розовые розы… Страсть баронессы к розовому цвету была на грани маниакальности. Беатрис не только выстроила дворец в розовом цвете, но и в каждой из его комнат требовала присутствия деталей розового цвета. Рассказывают, что она всегда носила розовые платья, в ее гардеробе был любимый розовый зонтик от солнца, даже сумочка из крокодиловой кожи имела этот же цвет.
Французский сад удивительно хорош. С одной стороны – топиарные кулисы, подстриженные в стиле «кубизм», с другой – финиковые пальмы и арки с плетистыми розами. В паузах между зелеными стенами – уютные кабинеты с настоящими мраморными скамьями со всех уголков мира, возраст которых поражает воображение. Здесь же остатки ионических колон и барельефов фонтанов. На каждом шагу зрителя окружают древности, причем в отменной сохранности.
Севрский сад. Пройдя через веранду первого этажа посетители попадают в так называемый Севрский сад. Это небольшое пространство вечнозеленых растений характерно тем, что имеет несколько видовых «окон» в стене на бухту Вильфранш. Нежность этому уютному уголку придают гибискусы и апельсиновые деревья, между которыми расположены столики чайного салона. Диковинный по красоте пристенный фонтан находится в нише подпорной стены и окаймлен стриженной овальной зеленью.
Испанский сад - это сад, от которого нельзя отвести глаз. В этом саду есть тенистый внутренний двор - с прудом в форме буквы Т, крытым патио с вьющимися виноградными лозами, колоннами, фонтаном с ароматическими растениями, каталонскими амфорами и галло-римской скамейкой .
Бассейн обсажен стрелициями, монстерами и душистыми растениями, где основное место занимают арумы, дурман, жимолость и гранат. С учетом небольшого пространства, стены по всем сторонам, здесь очень ароматно. Важное место в саду занимают розы и бугенвиллеи, чередующиеся вдоль стены, что отделяет Испанский сад от Французского.
Вдоль воды расположены островки с папирусами. Вдоль него – цветущие однолетние бордюры. Замыкает эту величественную композицию столь же грандиозная беседка с вьющимися растениями. Беседка-пергола выполнена в средневековой традиции из деревянных опор и по внешнему виду напоминает старый виноградник. Усиливают это ощущение находящиеся тут же каталонские амфоры для вина. Отдельное место под беседкой выделено для галло-римской мраморной скамьи с барельефами и орнаментами. Испанский сад не имеет панорамных окон. Световое решение создается иными средствами. Чередование розового и желтого цвета стен, ритмически «взлетающие» колонны и неподвижная вода бассейна, отражающая синь неба, ярко красные цветы и светло зеленая листва,- все это снимает напряжение замкнутого пространства. Галерея и пергола создают равновесие света и тени, даже в самый жаркий летний день здесь не ощущается зной юга.
Флорентийский сад имеет большую флорентийскую подковообразную лестницу, обнимающую каменный грот из мрамора со статуей Адониса, стоящего среди лаванды и водяного гиацинта. Внутри и рядом с гротом красуются филодендроны, папирус, водяные гиацинты. Лестница выходит на терассу французского сада.
За гротом тянется кипарисовая аллея, обрамленная абелиями и лантанами. По эффектности Флорентийский сад проигрывает Испанскому, но у него совсем другое назначение. Здесь открываются чудесные виды на бухту на Вильфранш-сюр-Мер и горы. Тут же, за кипарисами, установлены античные арки и части древних галерей. С одной стороны, они живописно выполняют роль рам с видом на море, а с другой – они являются увертюрой к следующему саду.
За флорентийским садом находится лапидарный, или каменный сад, с ассортиментом горгулий, колонн и других архитектурных элементов из древних и средневековых зданий. сад усеян покрытыми мхом арками, выщербленными рельефами эпохи Возрождения и каменными горгульями, для которых Беатрис не смогла найти места внутри виллы Efrussi de Rothschild.
Чудовища, звери, птицы, мифологические твари и прочие понравившиеся Беатрис древности окружены плотной зеленью листвы. Здесь почти темно. Сад укрывается в тени камфарного дерева и калифорнийского коричного дерева. Лучший период для посещения его – с февраля по апрель. В это время здесь цветут азалии, японские камелии, рододендроны и фуксии.
Все пространство каменного сада – это удивительный театр, где главные роли отданы каменным изваяниям, а второстепенные роли выполняют растения. В качестве декоративного задника служит высокая стена, увитая плющом с глянцевой листвой. На этом изумрудном фоне многочисленные арки и каменные алтарные врата в темной патине выглядят особенно рельефно.
Японский сад. Сад называется «Шо-Сэки-Тэй», что означает «сад, где слушают спокойный и приятный шум волн в сумерках». Сад реставрирован в 2003 году. Он состоит из сухого садика, обрамленного черным и зеленым офиопогоном, японской азалией, камелией и гарденией, а также – из расположенного чуть дальше пруда с каскадом, где плавают карпы Кой. Чуть выше находится садик в духе «дзен» с чайным домиком. Каждый элемент сада символизирует духовный микрокосмос.
Вход в сад выполнен из бамбука. По всему садику – заборчики, предметы японского быта, таблички – все выполнено из бамбука.
Это сад, однажды увидев который, забыть невозможно.
Экзотический сад. Ассортимент сада составляют кактусы и суккуленты. Гигантские алоэ, эхинокактусы, цереусы и грузоны заполняют практически все пространство сада. От самых маленьких эхеверий до трехметровых опунций, – вся эта засухоустойчивая братия в великолепном беспорядке разбросана там и сям.
Высаженные одиночно и группами, кактусы олицетворяют собой далекие мексиканские пустыни и экзотические страны с аскетичной растительностью. Агавы впечатляюще смотрятся на фоне лазури моря. Это вдохновляет многочисленных туристов на фотосъемку, а уж какой посетитель откажет себе в удовольствии сделать красивый кадр! Непрошенным гостем выглядит голубой плакучий кедр рядом с этими детьми солнца и ветра.
Розарий. Познакомившись с эзотикой, зритель попадает в царство роз. Сад расположен на крутом склоне в форме амфитеатра, и такая планировка придает «собственное лицо» этому замечательному розарию. Баронесса Эфрусси де Ротшильд уделяла розе особое внимание, наделяя этот цветок мистическим смыслом. В особняке все 12 различных по стилю салонов, а также галереи, кабинеты, будуары и спальни обставлены с учетом использования любимого цветка баронессы.
Три уровня сада как бы ниспадают разноцветными складками воображаемого платья с самой высокой точки розария, где водружен небольшой шестиугольный храм. В центре беседки – скульптура девушки с кувшином. В самой нижней точке – деревянная резная полубеседка, составляющая рифму к верхней ротонде. Изящество нижней беседки дополняется чудесным видом на море.
Нижнюю часть портика украшают розы баронессы де Ротшильд и розы принцессы Монако, чуть выше – партер с розами Дистани Репитак и плетистой розой Пьера де Ростана. По обеим сторонам сада установлены символические колонны, к каждому кусту подведено капельное орошение.
Провансальский сад представлен средиземноморской флорой юга Франции. Кряжистые старые маслины начинаются сразу от розария, за ними расположена небольшая рощица сосен, склоненных ветром. Повсюду вдоль извилистых аллей рассажены лаванда, агапант. Сад расположен, как и розарий, на склоне и заканчивается обрывом.
В общем здесь одновременно пахнет лавандой, розмарином и Алеппскими соснами.
Каждый год на Вилла Efrussi de Rothschild проходит День художников, когда собираются талантливые люди, которые хотят найти свое вдохновение и практиковать свое искусство в одном из девяти садов.
Проведение пикников в садах не допускается, однако к услугам посетителей - Чайная комната (Salon de Thé), расположенная в бывшей столовой Беатриче. Это прекрасное место для отдыха во второй половине дня. Здесь можно полюбоваться превосходным видом на залив Вильфранш.
Бесспорно, сад виллы Эфрусси де Ротшильд – один из самых удивительных садов Лазурного берега.