Люди старшего поколения наверняка изучали в школе идеологическую поэму Сергея Михалкова «На родине Ленина»; возможно, даже учили её наизусть. Создавалась поэма по заданию партии в 1969 году. Вообще создатель «Дяди Стёпы» имел репутацию ещё того подхалима и советского «государева слуги». Он выставлял себя ярым коммунистом, громогласно обличал «врагов народа», но это не помешало ему сразу после развала СССР первым упомянуть о собственном дворянском происхождении.
Строчки из трогательной поэмы у многих надёжно закрепились в памяти. Нарисованный главным советским одописцем образ «великого революционера» зачастую кажется достоверным. Однако тот Ленин, который фигурирует в поэме, вообще никакого отношения не имеет к действительно существовавшему Владимиру Ульянову. Поэма «На родине Ленина» - наверное, самый яркий образец лживости и лицемерия как всей советской системы, так и Сергея Михалкова в частности.
«Родился мальчик в тихом городке, в Симбирске, что на Волге на реке…»
В тихом городке, говорите? На момент рождения Владимира Ульянова (1870 год) Симбирск был по российским меркам того времени настоящим мегаполисом. Губернский город, столица целого экономически важного региона, огромная шумная ярмарка – одна из крупнейший в тогдашней империи. Симбирск имел даже такой «столичный» атрибут, как каменные здания – их было около половины среди всех строений города. Такого тогда себе позволить не мог почти ни один российский город, не считая Москвы и Петербурга.
Правда, в 1864 году в Симбирске произошёл страшный пожар, из-за которого ряд выдающихся строений сгорел. Однако город быстро был отстроен заново.
«Простые деревянные дома. Они для нас история сама…»
Про то, какие дома являли собой облик города, мы только что сказали. Тогдашний Симбирск, следовательно, был богатым и ультрасовременным по тогдашним меркам городом.
«Здесь жили скромно, в строгой простоте, Здесь были Труд и Честь на высоте, И каждый знал, что есть Добро и Зло, И что живется бедным тяжело…»
Начнём с того, что отец Володи, Илья Ульянов, был потомственным дворянином. Он же был довольно-таки богатым человеком и занимал важный пост в правительстве. Илья Ульянов служил инспектором народных училищ – как бы теперь сказали, главой департамента народного образования; имел он весьма высокий чин Действительного статского советника.
Конечно, отцом самого Ильи Ульянова был крепостной крестьянин; однако это был предприимчивый крестьянин, который быстро накопил внушительную сумму денег, выкупил себя из крепостной зависимости и купил дворянское звание.
Надо сказать, что семья Ульяновых принадлежала к «современным» дворянам. Здесь было не принято гордиться своим высоким сословием; Илья Ульянов был выдающимся педагогом и ратовал за доступность образования для всех слоёв населения. Предметов роскоши Ульяновы в доме не держали, а в интерьере ценили в первую очередь комфорт, удобство и практичность. Тем не менее, бедной избушкой дом Ульяновых назвать было нельзя. Имели Ульяновы и усадьбу, и крепостных крестьян – всё, как полагается дворянам.
О том, что «живётся бедным тяжело», Володя Ульянов до поры до времени не особо задумывался. Учился он в хорошей гимназии, директором которой был Ф. М. Керенский – отец «того самого» Керенского. Семьи Керенских и Ульяновых, к слову, были лучшими друзьями, и в то время ничто не предвещало разногласий между двумя революционерами.
Да и ни о какой революции тогда и речи не было. Володя Ульянов был вполне себе конформистом, даже участвовал в местной духовной деятельности – состоял в православном обществе имени Сергия Радонежского. Школьные оценки у него были отличными – даже по Закону Божию. После окончания гимназии пошёл учиться на юриста – как «все нормальные люди». Ф. М. Керенский настойчиво предлагал ему поступить на историко-словесный факультет Казанского университета, однако Володя решил выбрать более скромный и неприметный жизненный путь.
«Брат Александр с Володей рядом жил. Со старшим братом младший брат дружил. Роднил двух братьев юношеский пыл, И старший брат во всем примером был…»
Тоже вымысел. Александр больше тянулся к естественным наукам и материалистическим идеям, даже написал научную работу по зоологии, а Володя шёл по гуманитарной стезе и считал себя православным. Чем занимался старший брат после окончания гимназии, не было известно ни Володе, ни остальным домочадцам. Внезапная весть о том, что он совершил покушение на царя и был за это повешен, повергла всю семью в шок.
Именно после этого события Владимир Ульянов заинтересовался революционными идеями. До этого, согласно воспоминаниям одноклассников, он был типичным «ботаником», аккуратным, педантичным и «благонравным» и вообще не испытывал интереса к общественной жизни. Так что строчка про «юношеский пыл» тоже не соответствует действительности.
Да и в целом, по воспоминаниям современников, Александр и Володя практически не общались.
«…Рассказ о Ленине, мечтавшем с юных лет Дать людям правду, дать им хлеб и свет, Чтоб с плеч своих навеки сбросил гнет На всей земле трудящийся народ…»
Как мы увидели выше, ни о чём таком высоком Володя Ульянов в юные годы даже не мечтал. Он просто хорошо учился и планировал зарабатывать на жизнь умственным трудом. А вот к его старшему брату эти строчки бы как раз подошли: Александр был, так сказать, эталонным революционером.
Как видим, в «гениальной» поэме Михалкова-старшего фигурирует совсем другой человек, но уж никак не исторический Владимир Ульянов. И это понятно. Перед партийным одописцем Михалковым стояла задача создать именно икону, канонический образ, воплощение коммунистического «божественного идеала», а не написать биографию реального человека.
Заинтересовались материалом? Подписывайтесь на канал! 😉
Ещё статьи этого автора: