Найти в Дзене
Научная психология

Наказыкаю детей не действием а последствием. Рассказываю, почему это работает эффективнее

Оглавление

Спор. Как правильно воспитывать успешного человека. Наказание действием или наказание последствиями?

Действие это: крик, физическое насилие, выбрасывание игрушек, отбирание планшета и любое другое Ваше активное деяние, чтобы показать ребенку, что он не прав.

Мы так привыкли воспитывать и даже побеждаем! Если не побеждаем, то просто усиливаем нажим...

Вы — молодцы! Вы оказываете воздействие на самый архаичный участок мозга, его ещё называют рептильным. Он отвечает за инстинкт самосохранения и простые функции выживания. Его работу видно, когда Ваша рука сама выдергивается из огня, и Вы только потом понимаете, что могли обжечься, но рука сама...

Так же, когда Вы в ужасе убегаете от какой-то опасности или замираете посреди дороги перед несущимся автомобилем, — это работа того самого рептильного, архаичного мозга.

Так вот! Воспитание такое — хорошо. Чем сильнее стукнешь или громче наорешь, тем сильнее в ребенке "правильное" пропишется.

Но! Такое воспитание не дает ответа на вопросы: "Как исправить?" и "Как не попадать в такую ситуацию снова?"

Простой пример:

Испачкал ребенок одежду на прогулке.
— Ах ты свинья! Да тебе ничего нового нельзя купить! Посмотри, на кого ты похож!!! Чучело! Теперь только домой! Так гулять уже нельзя.
-2

Да, бывает ребёнок подражает свинье, а бывает мама дура. Одевает дочке бальное платье на прогулку в лес. А потом весь день орёт на нее: смотри куда прёшь!!!

Утрирую, конечно. Но что чувствует ребенок от Вашего воспитания "действием"? Вину, боль и страх. У него в подсознании просто пишется: пачкаться больно. Испачкался — виноват...

Воспитание последствиями, конечно, требует стабильности самих родителей.

В лесу под ногами земля и листья. На ветках птички, в траве клещи. Уместнее обуть резиновые сапоги, одеть старую куртку и радоваться веселой беготне счастливых детей, попутно наслаждаясь лесными ароматами и пением птиц.

Стабильности и внутренней силы требует способность спокойно наблюдать, как Ваш ребенок влез в самую грязь... И потом, так же спокойно, стирать с ним вместе его грязную одежду.

И второй раз стирать спокойно с ним грязную одежду...

И третий раз стирать с ним его грязную одежду...

И оставить его потом стирать одежду самому... И спокойно подсказывать, не трогая стирку своими руками. И выдержать все слезы и попытки манипуляций.

Такой подход активирует область мозга, которая отвечает за высшие человеческие функции, такие как речь, логика, мышление, воображение и другие.

Воздействие на ребенка через высшие психические функции обучает его, что испачкаться можно так, а исправить можно этак.

И ребенок уже не пугается грязи. Испачкавшись, не переходит в состояние вины. У него выстраивается понимание причинно-следственной связи между его действием и последствиями. И появляются варианты решения. ОН НАЧИНАЕТ ДУМАТЬ!

И главное! Развитость высших психических функций мозга, и отличает человека от всех других существ на этой планете. А Ваш ребенок — человек. Пусть маленький — но ЧЕЛОВЕК. Так зачем Вы его как собаку воспитываете?

И кто в итоге победит? Человек думающий или инстинктивный?