Спор. Как правильно воспитывать успешного человека. Наказание действием или наказание последствиями?
Действие это: крик, физическое насилие, выбрасывание игрушек, отбирание планшета и любое другое Ваше активное деяние, чтобы показать ребенку, что он не прав.
Мы так привыкли воспитывать и даже побеждаем! Если не побеждаем, то просто усиливаем нажим...
Вы — молодцы! Вы оказываете воздействие на самый архаичный участок мозга, его ещё называют рептильным. Он отвечает за инстинкт самосохранения и простые функции выживания. Его работу видно, когда Ваша рука сама выдергивается из огня, и Вы только потом понимаете, что могли обжечься, но рука сама...
Так же, когда Вы в ужасе убегаете от какой-то опасности или замираете посреди дороги перед несущимся автомобилем, — это работа того самого рептильного, архаичного мозга.
Так вот! Воспитание такое — хорошо. Чем сильнее стукнешь или громче наорешь, тем сильнее в ребенке "правильное" пропишется.
Но! Такое воспитание не дает ответа на вопросы: "Как исправить?" и "Как не попадать в такую ситуацию снова?"
Простой пример:
Испачкал ребенок одежду на прогулке.
— Ах ты свинья! Да тебе ничего нового нельзя купить! Посмотри, на кого ты похож!!! Чучело! Теперь только домой! Так гулять уже нельзя.
Да, бывает ребёнок подражает свинье, а бывает мама дура. Одевает дочке бальное платье на прогулку в лес. А потом весь день орёт на нее: смотри куда прёшь!!!
Утрирую, конечно. Но что чувствует ребенок от Вашего воспитания "действием"? Вину, боль и страх. У него в подсознании просто пишется: пачкаться больно. Испачкался — виноват...
Воспитание последствиями, конечно, требует стабильности самих родителей.
В лесу под ногами земля и листья. На ветках птички, в траве клещи. Уместнее обуть резиновые сапоги, одеть старую куртку и радоваться веселой беготне счастливых детей, попутно наслаждаясь лесными ароматами и пением птиц.
Стабильности и внутренней силы требует способность спокойно наблюдать, как Ваш ребенок влез в самую грязь... И потом, так же спокойно, стирать с ним вместе его грязную одежду.
И второй раз стирать спокойно с ним грязную одежду...
И третий раз стирать с ним его грязную одежду...
И оставить его потом стирать одежду самому... И спокойно подсказывать, не трогая стирку своими руками. И выдержать все слезы и попытки манипуляций.
Такой подход активирует область мозга, которая отвечает за высшие человеческие функции, такие как речь, логика, мышление, воображение и другие.
Воздействие на ребенка через высшие психические функции обучает его, что испачкаться можно так, а исправить можно этак.
И ребенок уже не пугается грязи. Испачкавшись, не переходит в состояние вины. У него выстраивается понимание причинно-следственной связи между его действием и последствиями. И появляются варианты решения. ОН НАЧИНАЕТ ДУМАТЬ!
И главное! Развитость высших психических функций мозга, и отличает человека от всех других существ на этой планете. А Ваш ребенок — человек. Пусть маленький — но ЧЕЛОВЕК. Так зачем Вы его как собаку воспитываете?
И кто в итоге победит? Человек думающий или инстинктивный?