Найти тему
Толкачев. Истории

Кто помог Отто Коцебу трижды обогнуть Землю на паруснике?

Оглавление

Русский мореплаватель Отто Евстафьевич Коцебу в рукописи «Путешествия вокруг света» описывает невероятный случай, происшедший с его судном «Рюрик» во время шторма у берегов Британии в 1815 году.

Видимость «0»

«Из-за многочисленных мелей и сильных неправильных течений Английский канал принадлежит к числу наиболее опасных морских путей... Недаром в этом канале ежегодно гибнет множество судов. Во время моего предыдущего плавания на «Рюрике» я сам неминуемо потерпел бы здесь кораблекрушение, если бы рассвет начался на полчаса позже».

Где наш лоцман?

Далее он упоминает о лоцмане, как человеке опытном, острожном, предусмотрительном.

Он(лоцман) «также считал, что мы должны немедленно повернуть обратно, чтобы попытаться еще до захода солнца вернуться на Портсмутский рейд. Поэтому я приказал тотчас изменить курс. Мы оставили столько парусов, сколько было допустимо при шторме, и помчались к нашему убежищу. Хотя вскоре пришлось оставить лишь немного парусов, так как буря становилась все более сильной, корабль довольно быстро продвигался вперед».

Двухмачтовый бриг "Рюрик"
Двухмачтовый бриг "Рюрик"

Ухудшение погоды

«Но когда мы прошли примерно половину расстояния, отделявшего нас от Портсмута, обстановка серьезно осложнилась: небо потемнело, и на море опустился такой густой туман, что земля, до сих пор служившая нам надежным ориентиром, совершенно скрылась из виду. Видимость ограничивалась 300 саженями. Изменившийся цвет лица нашего лоцмана ясно показывал, сколь опасным стало наше положение».

Что сделал лоцман?

«Этот маленький, коренастый и толстый человек, обычно столь флегматичный, внезапно оживился. Он несколько раз произнес известное английское проклятие, ожесточенно потер себе руки и, наконец, сказал: «Капитан, я хотел бы выпить стакан грогу. Черт меня побери, если я не доставлю вас невредимым в Портсмут!»
Его желание было, разумеется, немедленно исполнено. Подкрепившись, наш мужественный лоцман самолично встал за штурвал...
Чтобы добраться до Портсмута еще засветло, необходимо было избрать кратчайший путь, то есть идти через Нидлс — узкий, изобилующий отмелями пролив между сушей и островом Уайт, где и при ясной погоде нельзя обойтись без хорошего лоцмана. Солнце было уже близко к закату, угрожая скорым наступлением темноты, когда впередсмотрящий известил нас испуганным криком о близости земли. В то же мгновение все мы увидели высокую, окутанную туманом скалу, о подножие которой с бешеной силой разбивались буруны; она находилась не более чем в 200 саженях от нас.
…Нависшая над нами опасность еще больше увеличила его мужество. Он вцепился в штурвал обеими руками и с удивительным искусством повел корабль сквозь беснующийся шторм по извилистому фарватеру, окаймленному отмелями».

Читаешь, как приключения - а это святая правда!

Несчастье, постигшее судно, ушедшее вперед

«Часто грозные утесы оказывались так близко от нас, что приходилось опасаться удара об них. Судно меньших размеров, шедшее некоторое время вместе с нами, наскочило на мель и было поглощено волнами. Это жуткое зрелище, равно как и мысль о том, что нам, возможно, уготована такая же участь, заставило всех умолкнуть…».

Лоцман не проронил ни слова

«Сам лоцман не проронил ни слова, пока мы в сгустившихся сумерках не прибыли благополучно на Портсмутский рейд. Легко понять, как велико было наше ликование по случаю избавления от смертельной опасности. Между тем лоцман, усевшись со стаканом грогу у пылающего камина, вскоре впал в свое прежнее, флегматичное состояние и с полнейшим безразличием принимал сыпавшиеся на него со всех сторон изъявления благодарности и восхваления. Равноденственная буря к утру утихла».

Купер о лоцмане

Роль лоцмана на корабле, особенно в период великих морских открытий на деревянных судах 19 века трудно переоценить. Это спаситель корабля, спаситель моряков. Ему будет посвящен первый роман о море знаменитого американского романиста Джеймса Фенимора Купера. Роман выйдет из печати в 1824 году. Его название «Лоцман, или Морская история». Что любопытно, его лоцман хмур, печален и имеет весьма комичные манеры. Будто списан с того, который без затей спас «Рюрик» и попал в будущую книгу капитана корабля.

Александр Сафонов "Натюрморт путешественника"
Александр Сафонов "Натюрморт путешественника"

В чем капитан не ошибся…

Коцебу в итоге совершит три кругосветных экспедиции. В первой он участвовал под руководством И.Ф.Крузенштерна (1803-1806). Двумя другими будет руководить сам: на кораблях «Рюрик» (1815-1818) и «Предприятие» (1823-1826).

Он пройдет самые суровые морские испытания, будет открывать новые острова и ошибаться в нахождении географических объектов, выживет в штормах, на отмелях, во льдах и морозах - выйдет «сухим из воды», и умрет своей смертью, там, где родился, в Ревеле.

Алексей Боголюбов "Таллинская гавань"
Алексей Боголюбов "Таллинская гавань"

Насколько же велико было его умение взять с собой в поход тех, с кем можно побеждать.

«Когда корабль тронулся в путь, разрезая пенистые волны, люди, ликуя, принялись обниматься и от всего сердца желали друг другу счастья в предстоящем плавании. Эта сцена подействовали на меня весьма благотворно. Подобное настроение команды в начале путешествия, сулящего ей все возможные лишения и опасности, показалось мне залогом того, что ее мужество и жизнерадостность не исчезнут перед лицом суровых испытаний».

Испытания мужества

В январе 1816 года у мыса Горн его корабль попал в мощный шторм, во время которого экспедиция едва не потеряла своего руководителя: волна смыла его за борт, - он чудом спасся, ухватившись за канат.

В апреле 1817 года бриг Коцебу направился в район Маршалловых островов и попал в шторм. Ночью огромная волна обрушилась на моряков, сломав штурвал и бушприт (рангоутное древо, выступающее вперёд с носа парусного судна, для улучшения маневренности). Капитана волна ударила грудью об острый угол, и он потерял сознание. После ремонта, летом корабль вошел в Берингов пролив, который был покрыт льдом. Командир корабля еще не выздоровел после шторма, но хотел, «презирая опасность смерти, закончить свое предприятие». И вот его решение на подступах к заветной цели! Он прекращает попытки пробиться в Берингов пролив, ради сохранности корабля и команды. Браво! Капитан! Жизни людей важнее почестей и славы.

Предтеча успеха

Корабль "Надежда" Крузенштерна
Корабль "Надежда" Крузенштерна

Отто Коцебу научился искать лоцмана с детства. Мать Отто не помнил – умерла в его младенчестве. Отец жил за границей, - воспитанием сына не занимался. Ребенка отдали в сухопутный кадетский корпус в Петербурге. Но уже пятнадцатилетним подростком его взял в кругосветную экспедицию И. Ф. Крузенштерн (брат мачехи Отто).

Его наставник, великий мореплаватель Крузенштерн впоследствии напишет: «Особенно имел я случай заметить, что он с отличным рвением занимался описью берегов, астрономическими наблюдениями и черчением карт. ...Он, по окончании того путешествия, не мог бы иметь столь удобного случая получить познания по этой части морского служения».

Еще из того плавания на борту «Надежды» Отто Коцебу вынес твердую веру в русского матроса. Когда он возьмет на себя командование кругосветными экспедициями, бодрость духа экипажа станет его главной заботой. Поэтому его лоцманы не ошибались.

Алексей Боголюбов. "Вид Ревеля. Маяк"
Алексей Боголюбов. "Вид Ревеля. Маяк"

Эпилог

…Миллионы мальчишек мечтают о море, дальних походах, об испытаниях и не открытых островах. Но как нужен в жизни лоцман! В жизни каждого человека должен быть он, его лоцман... Кто-то из родителей, жена, друг, наставник, не важно.

Отто Коцебу во всех путешествиях наслаждался этим безумно красивым миром и написал об этом в книге. Он реализовал свою мечту. С ним всегда был рядом лоцман.

Алексей Боголюбов "Закат на берегу моря"
Алексей Боголюбов "Закат на берегу моря"

Читайте статью "Русский первооткрыватель Фаддей Беллинсгаузен. Скитания во мраке туманов"

Рад буду, если вы подпишитесь и будете читать мой канал!