1. Сокол 650
В 1952 году, сборная СССР могла дебютировать в чемпионате мира по гонкам Формула 1. Автомобиль советских инженеров, по мнению мировых экспертов, являлся самым совершенным и перспективных, среди автомобилей, вышедших на старт. Звучит интересно, не правда ли? Так и могло бы случиться, если бы не советское руководство.
На самом деле, все гоночные болиды СССР, тех времен, являлись заслугой немецких инженеров, а именно завода Auto Union, которые достались союзу, в качестве трофеев второй мировой войны. Получается над автомобилями, работали те же инженеры, что когда-то принесли триумф третьему рейху.
Автомобиль получил название СОКОЛ 650 и среднемоторную компоновку, что было, между прочим впервые в данном классе. Двигатель объемом 2 литра имел 12 цилиндров и выдавал 152 л.с.
Максимальная скорость достигала 300 км/ч. С такими показателями можно было смело рассчитывать на успех. Однако что-то пошло не так. После приезда двух таких болидов в Москву, выяснилось, что советские инженеры абсолютно не приспособлены работать, с такими сложными двигателями. Даже на чистейшем авиационном топливе они чихали и троили. Позже было обнаружено, что они были созданы под смесь спирта, бензола и эфира. После всех неудач, Василий Сталин, руководивший проектом, совсем потерял интерес к Соколу. К счастью машину не ждала, традиционная для СССР, судьба утиля. Первый советский болид, дожил до наших дней и экземпляр сдали на хранение, в Дрезденский музей транспорта.
2. Lada Eva
CCCР Появился на раллийных гонках в 60-ые гг., но лишь к 80-ым стал грозной силой, и спасибо за это ,стоит сказать, прибалтам.
Стасис Брундза организовал на Вильнюсовском авторемонтном заводе, подготовку гоночных автомобилей, которые позволили нашим пилотам, впервые выступить на серьезном уровне. Позже завод переименовали в Вильнюсовскую фабрику транспортных средств, а аббревиатура VFTS, во многом благодаря, тому же Брундзе, стала легендарной.
С появлением в ралли группы B , литовцы превратили ВАЗ 2105 в непобедимое оружие, в категории до 2 литров, но Стасису этого было мало, он хотел сражаться с самыми мощными машинами группы., монстрами типа Peugeot 205 t16 и Lancia delta s4.
Но сколько бы не ставили в «пятерку» иностранных узлов, как бы не усиливали родные агрегаты, она все же оставалась близкой к серийной машиной. Для успеха нужен был полноценный прототип и в Вильнюсе его создали. EVA была построена на основе более современной «восьмерки» и поражала воображение советских спортсменов. От ВАЗ-2108 остались лишь двери, лобовое стекло да фары головного света, все остальное создавалось с нуля. Трубчатый каркас с панелями из композитных материалов, среднемоторная компоновка, агрессивная аэродинамика, двухрычажная подвеска на подрамниках по кругу и мощнейший мотор, который расточили до 1860 кубических сантиметров, оснастили 16-клапанной головкой, турбонаддувом и распределенным впрыском Lucas, что дало на выходе 300 лошадиных сил! Над машиной трудились не только специалисты VFTS – аэродинамикой занимались эксперты Пренайского экспериментального завода ДОСААФ спортивной авиации.
До наших дней дожили обе построенные EVA. Машины находятся в частной коллекции своего создателя.
И все бы ничего, но привод у машины оставался задним. Нет, конечно, в группе В довольно успешно выступала среднемоторная и заднеприводная Lancia 037, по характеристикам похожая на EVA. Но к моменту создания отечественного прототипа на раллийных трассах царствовали уже полноприводные 500-сильные монстры. В планах у прибалтов была вторая эволюция машины: с полным приводом, 350-сильным двигателем и возможностью отключать привод на переднюю ось для асфальтовых трасс. Но тут группу В запретили.
После этого FIA собиралась организовать еще более экстремальную группу S, и часть производителей даже построили под новый класс машины, но этим планам так и не суждено было сбыться. Так что для EVA – или, как ее стали называть в то время, S-Proto – просто не нашлось подходящих гонок. В 1987 и 1988 годах S-Proto проехала «нулем» (судейским экипажем) этап чемпионата мира по ралли «1000 озер», поучаствовала в нескольких подъемах на холм, после чего заняла свое место в музее.
3. Хади 9
Харьков-это не только, второй по численности город Украины, но и родина одного из лучших в СССР автодорожных институтов, который назывался ХАДИ.
Пока остальные студенты, ломали голову над тем, как можно улучшить скромные возможности серийных машин, в Харькове строили автомобили, которые регулярно обновляли всесоюзные рекорды скорости. Однако им этого было мало и они решили поставить мировой рекорд , с помощью своего реактивного орудия, которое назвали-ХАДИ 9.
Этот монстр мало чем отличался от американских проектов тех лет. Пространственная рама, стеклопластиковая обшивка, установленные на
минимальном расстоянии, друг от друга передние колеса, широко разнесенные задние и реактивный двигатель РД9 от истребителя Миг 19. Рассчетная скорость на бумаге составляла 1200 км/ч. Однако первые испытания показали, что скорость 700-800 км/ч легко достижима, а вот разогнаться до 1000 км/ч было уже проблематично. Больше из-за того факта, что в СССР не было подходящих дорог. После этого были еще доработки и большие планы, но машину пригласили сниматься в киноленте "Скорость". К сожалению кино и погубило автомобиль. После возвращения со съемок в институт, никто не додумался почистить корпус от соленого раствора. Съемки проходили на озере Баскунчак и автомобиль был очень быстро уничтожен коррозией. Вот так банальная халатность погубила потенциальную легенду.
4. Зис-101 А-Спорт
Долгое время завод имени Сталина был в стороне от гоночных трасс. Однако была у него одна модель с неплохим скрытым потенциалом. Это был ЗиС 101, предназначенный для высшей советской номенклатуры. А еще тогда в 1938 году в экспериментальном цеху трудились три молодых инженера-Владимир Кременецкий, Николай Пульманов и Анатолий Пухалин. Именно с их подачи было решено создать настоящий советский спортивный Родстер. Руководство завода, как не странно, поступило грамотно- и не разрешило и не запретило. Молодые инженеры занимались проектом в свободное время. И машина у них получилась необычная- 6 метров в длину, 2 в ширину и весом более 2 тонн. Впервые было применено множество инженерных решений: подвеска со стабилизаторами, тормоза с усилителем, задний мост с гипоидными шестернями, а мощность двигателя повысили в полтора раза от 90 до 140 л.с. Объем был увеличен до 6 литров.
Экстерьер создавал кузовщик Валентин Ростков. На счастье он оказался неплохим дизайнером и в добавок круто рисовал акварелью. Машина была представленна в качестве подарка на 20 летие ВЛКСМ и сам Сталин ,поглаживая капот сказал, что это хороший автомобиль. Но после празднования о машине вскоре забыли, жизнь раскидала всю группу конструкторов по разным местам, а потом была война. Судьба самого Зис 101 А-Спорт не известна. Согласно одному из источников, он сгнил на задворках завода, но другие утверждают, что темно-зеленый родстер кто-то видел в 60-ых годах на советских дорогах.
5. Звезда
Лучше быть первым на деревне, чем быть никем в Формуле 1. Так решил советский конструктор по имени Александр Пельтцер, который всю свою жизнь посвятил созданию скоростных автомобилей. В 1946 году он возглавил конструкторскую бригаду по разработке быстрой маленькой машинки, для установления рекорда скорости. Объем её двухцилидрового двигателя ,составлял всего 250 кубиков. 5 ноября 1946, конструктор, за рулем своего автомобился, установил первый союзный рекорд, разогнавшись до 139,6 км/ч. До рекорда итальянцев не хватало каких-то 5 км/ч. Однако достижение далось дорого. Во время заездов Александр сильно простыл и в результате осложнений, после болезни у него отнялись ноги. Больше за руль своих автомобилей конструктор не садился. Однако это не помешало создать Звезду-2, оснащенную двигателем собственной конструкции, мошностью в 42 л.с. Эта модель развивала скорость в 159,6 км/ч. что по сути было рекордом, однако в том же году Итальянец по фамилии Лоранео, на автомобиле Nibbio разогнался на 10км/ч больше.
Вопрос с этими итальянцами надо было решать, поэтому в 1948 году Александр Пельтцер создал Звезду 3. объемом 342 кубика, мощностью 47 л.с. а в 1949 советский гонщик Андрей Понизовкин перекрыл международный рекорд, пройдя киллометровую дистанцию со средней скоростью 172.8 км/ч. Однако из-за того, что СССР на тот момент не входил в международную федерацию автоспорта, этот мировой рекорд так и не был засчитан, но работы по новым Звездам не прекращались, Пельтцер продолжал совершенствовать гоночные машины. За неполные 20 лет автомобилям Пельцера присваивали 16 раз звание рекордсмена СССР.