Начнем с предвоенной организации советских Военно-воздушных сил.
Маршал авиации П. Кутахов:
«До войны ВВС подразделялась на дальнюю бомбардировочную авиацию (ДБА) Главного Командования, фронтовую, армейскую и войсковую, а также авиацию ВМФ. В 1940 году проводится реорганизация ВВС. Вместо бригад создаются авиационные дивизии, состоявшие из 3 – 5 полков. Кроме однородных истребительных и бомбардировочных дивизий, формируются смешанные авиационные соединения, в которые вошли полки различных родов авиации»
(Маневр силами авиации//ВИЖ. 1972. № 8. С. 11 – 12).
25 июля 1940 г. выходит совершенно секретное Постановление СНК СССР об организационной структуре ВВС. Авиасилы собраны и дивизии и бригады. Первичной единицей было 3 самолетное звено, 4 – 5 звеньев образовывали эскадрилью, 4 – 5 эскадрилий авиационный полк. Так для авиадивизий предназначалось 4 – 5 полков, для авиабригад 2 – 3.
Среди авиационных дивизий выделяются смешанные авиадивизии (250 – 312 самолетов), предназначенные для непосредственной поддержки войск. Имеющие 2 – 3 бомбардировочных и 3 – 2 истребительных полка. В пятиполковом составе 3 полка обязательно должны быть бомбардировочными. Кроме того у бомбардировочных полков должны быть 1 – 2 штурмовые эскадрильи.
Для поддержки механизированных частей смешанная авиадивизия должна иметь 2 бомбардировочных, 1 истребительный и 1 – 2 штурмовых полка.
Для дезорганизации тыла противника создавались дальнебомбардировочные дивизии (248 – 310 самолетов), в которых намеревались иметь 4 – 5 полков самолетов ДБ.
Истребительные авиадивизии (252 – 315 самолетов) 4 – 5 полкового состава должны были бороться за господство в воздухе и защищать важные политические и экономические центры.
НКО разрешали сформировать 38 авиационных дивизий (163 авиаполка), из них 26 смешанных, 7 дальне-бомбардировочных, 5 истребительных.
1 авиадивизия должна быть 6 полковой, 12 пятиполковых, 22 четырехполковых и 3 трехполковые.
В качестве резерва создавались 12 авиационных дивизий из 31 бомбардировочного и 17 истребительных авиаполков.
К 1 сентября 1940 г. предписывалось свести авиаполки в 38 авиадивизий, к 1 января 1941 г. сформировать 12 авиадивизий резерва. 2 тяжелых бомбардировочных, 10 разведывательных полков, 58 корпусных и 6 санитарных сформировать к 1 декабря 1940 г. Для проведения этих мероприятий увеличить численность Красной Армии на 60 248 человек, общая численность составила 3 521 448 (Известия ЦК КПСС. 1990. № 2. С. 184 – 185).
План выпуска самолетов на 1941 г. отраженный в Постановлении СНК и ЦК ВКП (б) от 7 декабря 1940 г. поражал, должны были быть выпущены 20 150 самолетов, из них 3 600 МиГ-3, 2 960 ЛаГГ-3, 1 950 Як-1, 100 Ер-2, 1 700 Пе-2, 1 000 Ар-2, 1 300 Як-4, 70 ТБ-7, 1 150 Су-2, 750 ДБ-3ф, 1 750 Ил-2, 200 морских штурмовиков, 300 транспортных, 3 320 учебных самолета.
Народный комиссариат авиационной промышленности обязан был обеспечить дальность самолетов не менее 1 000 километров на 0,9 максимальной скорости: МиГ-3 и ЛаГГ-3 уже с 1 января 1941 г., а Як-1 с 1 апреля 1941 г.
Для оснащения самолетов моторами их должны были выпустить в 1941 г. 43 000 единиц.
В связи с нарастанием угрозы войны план этот был повышен, так завод № 1 должен был выпустить уже на 795 самолетов МиГ-3 больше, чем было указано в программе, завод № 292 на 250 Яков (Известия ЦК КПСС. 1990. № 2. С. 195, 196).
Для огромных советских ВВС дополнительно на самолет У-2 Осоавиахим к 15 мая 1941 г. готовил 20 000 летчиков, а Гражданский воздушный флот только к 1 октября 1941 г. учил 10 000 пилотов (Известия ЦК КПСС. 1990. № 2. С. 194).
ВВС были одним из мощных родов войск, это подтверждали и выделяемые средства, к 1940 г. 40 % военного бюджета шло на авиацию. На 75 % выросло число самолетостроительных заводов. К июню 1941 г. советская авиапромышленность удвоила выпуск продукции и произвела 22 685 самолетов (Начальный период Великой Отечественной войны. Москва: Академия Генерального штаба им. Ворошилова, 1989, с. 57. Цит. по Гланц Колосс поверженный. с. 276).
В серию в конце 1940 г. пошли новые самолеты Як-1, МиГ-3, ЛаГГ-3, Пе-2, Ил-2. Тогда выпустили 20 МиГ-3, 64 Як-1 и 12 Пе-2, к 1 июня 1941 г. со конвейеров сошли еще 2 653 самолета (1946 МиГ-3, ЛаГГ-3 и Як-1, 458 Пе-2, и 249 Ил-2) или 48 % план. Примерно 700 самолетов оставались на 22 июня на заводских аэродромах (ЦАМО, ф. 35, on. 107559, д. 5, л. 116-154. Ссылка по Гланц Колосс поверженный. с. 484).
Полное оснащение реформируемых авиасил должно было быть завершено к лету 1942 г.
В предвоенный период сложилось мнение, что авиация должна быть разделена на армейскую авиацию действующую в интересах наземных войск и фронтовую авиацию, которая предназначалась для решения оперативных задач в интересах фронта (Первов А. Г. Совершенствование руководства Военно-воздушными силами Красной Армии в предвоенный период и в годы Великой Отечественной войны//ВИЖ. 2006. № 10. С. 10).
То есть вместо уже потенциально имевшейся одной мощной авиационной группировки фронта требовалось создать две мощные авиационные группировки, численностью 2 700 – 9 000 самолетов.
Несомненно, такая структура ВВС была рассчитана на будущую советскую авиацию, когда в строй вступят тысячи новых самолетов. Для этого, естественно, требовалось время.
Немцы же готовились к немедленной войне и сосредоточили свою авиацию в огромные воздушные флоты. Только около 15 процентов авиации находилось в составе полевых армий (Там же. С. 11).
В итоге с началом боевых действий выяснилось, что армейская авиация не может маневрировать в рамках фронта, а фронтовая авиация (управляемая к тому же не командующим ВВС, а командующим войсками фронта) не могла маневрировать между фронтами.
В ходе войны создали вроде бы воздушные армии, но их раздали каждому фронту по штуке. В результате 17 фронтов получили 17 малочисленных воздушных армий, вместо 4 – 5 «нормальных» межфронтовых воздушных армий. Удар по немецкой авиации был бы такой силы, что после атаки одной такой воздушной армии от эскадр люфтваффе остались бы одни воспоминания.
Если спуститься ниже малочисленные авиадивизии продолжали как и в 1941 – 42 гг. идти в атаки на превосходящие силы противника. Трижды Герой Советского Союза летчик Покрышкин вспоминал о боях 1943 г.:
«Капитан Новицкий проинформировал нас о сложившейся обстановке в районе Таманского полуострова. Сообщения о противнике и нашей авиации вызвали беспокойство у летного состава. И на самом деле, было от чего.
— По данным разведки и пленных немецких летчиков, против нас действует 4-й воздушный флот немцев, имеющий до тысячи самолетов, — говорил начальник разведки. — Кроме этого, привлекаются для нанесения ударов по нашим наступающим войскам бомбардировочные эскадры с аэродромов Украины. Это более двухсот бомбардировщиков. Истребительная авиация состоит из самых отборных эскадр, на новых истребителях Ме-109-Г-2 и Ме-109-Г-4. Они имеют скорость полета свыше шестисот километров в час и вооружены двумя и тремя пушками, кроме пулеметов.
— Скажите, товарищ капитан, какие же наши силы противостоят этой авиационной группировке немцев? — спросил командир второй эскадрильи Тетерин.
— Наша авиация в составе 4-й и 5-й воздушных армий, ВВС Черноморского флота имеет более шестисот самолетов разных типов. Как видите, соотношение в силах на стороне немцев.
Все молчали, думая о том, что может ждать нас в боях с таким сильным противником.
— Товарищ капитан! — не утерпел я, хотя знал, что он не решит эту проблему. — Вы сообщили о мощной авиационной группировке противника. А мы, имея менее тысячи самолетов, разделили их по трем авиационным объединениям. Правильно ли это? Участок фронта небольшой.
— На этот вопрос я ответить не могу. Оперативное построение нашей авиации на Кубани пока такое. Однако ее действия координирует командование ВВС фронта.
— Оно координировало и раньше, с начала войны. Нас били по частям и гнали до Волги. Потом мы поумнели и создали воздушные армии. А здесь, на Кубани, что? Повторение прошлого? Штабов много, а самолетов мало. Воевать придется как в поговорке: «Один с сошкой, а семеро с ложкой».
— Покрышкин, прекрати задавать глупые вопросы, — оборвал меня Исаев. — Садитесь!»
(Покрышкин А. И. Познать себя в бою. М., 2007. С. 248 – 249).
Немного сглаженный диалог попал еще в советское издание «Познать себя в бою» 1986 г. и совсем урезанные рассуждения аса, были отражены в книге «Небо войны» 1980 г.
За свою строптивость легенда советской авиации после войны был спроважен сначала в ПВО, потом вообще в ДОСААФ.
Становится понятным, как немецкие асы насбивали такое количество самолётов. Типичное прикрытие своих войск и атака немцев была такой:
«Под нами Крымская. В воздухе самолетов противника нет. Ниже нас патрулировало звено «лагов». Они ходили над районом по большому кругу, на малой скорости, периодически подставляя хвосты своих самолетов под солнце. А ведь это наиболее опасное положение при внезапных атаках вражеских истребителей. … Вот мы снова над Крымской. Но обстановка там уже другая. Большая группа Ме-109Г клевала четверку ЛаГГ-3, вставших в оборонительный круг. Эта десятка «мессеров» наверняка послана для «очистки». Ее задача отогнать наших истребителей, освободить небо для бомбардировщиков»
(Познать себя в бою).