Ниже я публикую отрывок из книги Марка Розина "Стратегия чистого листа". Мне очень понравилось, как Марк, консультант и руководитель компании Экопси, рассказывает о своих наблюдениях за попытками внедрить "западную" культуру стратегического подхода к управлению (запланировать на 1-3-5 лет вперед и строго следовать плану), и сопоставляет его с "оппортунистическим" подходом, основанным на гибкости и использовании неожиданных возможностей (а это зачастую лучше работает в российских реалиях)
"...В последнее время "на Западе стали говорить о том, что мы живем в VUCA-мире - мире, где тон задают изменчивость (Volatility), неопределенность (Uncertainty), сложность (Complexity) и неоднозначность (Ambiguity). Идея здесь, как легко увидеть, та же: мы должны навсегда расстаться с иллюзией предсказуемости будущего.
Можно ли быть эффективным в таком мире, и если можно, то как? Сегодня мой ответ еще более однозначен, чем во времена, когда я писал книгу: успеха будут добиваться эффективные управленцы, способные в любой момент отбросить всё наработанное и создать стратегию с чистого листа, в полной мере используя открывшиеся возможности. Для оппортунистов такой подход привычен: сколько раз они начинали бизнес с нуля, закрывали одни эксперименты, начинали другие, теряли здесь — зато находили там!.. Поэтому наступившие времена станут эпохой оппортунистов. Фанатики стратегической идеи останутся — но успешными среди них будут единицы.
При этом важно ясно понимать, что оппортунизм — это не синоним хаотичности и легкомысленности. Оппортунист — не тот, кто гонится за всеми зайцами сразу с закономерным итогом, а тот, кто сначала догнал одного зайца, потом второго - и каждого поймал (а вот за гепардом гоняться не стал). Другими словами, хороший оппортунизм предполагает доведение большей части экспериментов до результата. Он вовсе не отрицает наличие видения и перспективы: оппортунист может определить для себя "поляну", на которой хочет работать, однако его видение не будет содержать в себе ни цифровых целей, ни сколь-либо жесткого маршрута их достижения.
Оппортунизм нисколько не ухудшит наш мир. Некоторое время назад я осознал один феномен, который, как мне кажется, все время ускользает от внимания стратегов и футурологов: совокупность всех стратегий современных компаний за счет их высочайшей амбициозности является принципиально не реализуемой — человечеству просто не нужно столько нефти, металла, машин, телефонов, услуг, сколько запланировали произвести все компании вместе. Если все же упорно пытаться реализовать все стратегии одновременно, то — с учетом длины инвестиционных циклов — это ведет к тотальному перепроизводству (что мы время от времени и наблюдаем). Однако именно этому учат управленцев бизнес-школы и консультанты: запланируйте масштабные финансовые бизнес-цели, декомпозируйте их, поймите, какие услуги вам нужны для достижения этих финансовых целей, и упорно идите вперед. Но это же чистое безумие: вам, господа бизнесмены, не нужно столько денег, а миру не нужно столько продукции.
Оппортунист тоже может поставить перед собой амбициозные цели, но они будут носить принципиально иной характер, относится не к масштабам деятельности, а к ее качеству: «я делаю свое дело все лучше, а уж к каким финансовым результатам это приведет — как будет, так будет...» Это принципиально иная парадигма: определите свою «поляну», наметьте качественные цели в области совершенствования своих продуктов и услуг, а дальше наблюдайте за рынком, гибко реагируйте на открывающиеся возможности, экспериментируйте. И вам, бизнесменам, будет лучше: вы добьетесь успеха, — и мир станет счастливее и устойчивее."