12 февраля 2020 года исполнилось 5 лет с момента подписания в столице Белоруссии так называемых «Минских соглашений», призванных прекратить кровавую войну на Донбассе, унесшую к тому времени уже много тысяч жизней, принёсшую неисчислимые страдания жителям края.
Автор этих строк хорошо помнит, с каким томительным ожиданием, хотя и не без глубокого внутреннего пессимизма, дожидался он исхода многочасового переговорного марафона с участием канцлера Германии Ангелы Меркель и тогдашнего французского президента Франсуа Олланда (признаюсь, не сразу вспомнил сейчас это имя). Ведь совершенно очевидно, что так называемый «майдан» и государственный переворот на Украине (а то, что это был именно переворот, признают даже люди Трампа в Америке, кивая на демократов Обамы) затевался именно с целью развязывания крупномасштабных военных действий и превращения Украины в «наконечник копья», обращенного против России.
И что же «Минские соглашения», подписание которых изо всех сил тормозил тогдашний президент Украины Пётр Порошенко, всё ждавший ободряющих известий об успехах своего «доблестного» воинства в районе Дебальцево, где оно пыталось нарушить связь между Донецкой и Луганской Народными Республиками, с дальнейшим их окружением и уничтожением? Не дождался, бумаги пришлось для вида подписывать и даже говорить какие-то слова, однако с самого начала было очевидно, что следовать достигнутым договорённостям, а особенно их политической части, в Киеве не собирались изначально. Не собирался Порошенко, не собирается и его преемник Владимир Зеленский, поддержанный в надежде на мир большинством украинских граждан, уставших от бесконечной войны «на востоке».
Неутешительный диагноз выпустил накануне российский МИД, констатировав: ни одно из соглашений по урегулированию конфликта на Донбассе полностью не выполнено, включая основополагающий момент – полное прекращение огня. На линии соприкосновения продолжаются обстрелы, нет отвода военной техники. Конституционно гарантированный особый статус Донбассу не предоставлен, амнистия не проведена. «По сути, Киев начал саботаж "Комплекса мер" сразу после его подписания», – констатируют в Департаменте печати и информации МИД России.
При этом оптимисты со Смоленской площади находят всё же некоторые подвижки, ставшие возможными благодаря тактике «малых шагов». В их числе – два крупных обмена удерживаемых лиц, в ходе которых было освобождено около 500 человек.
«Дополнительные договоренности 2015-2016 годов по разведению сил на пилотных участках и "формуле Штайнмайера", которые были большой уступкой Киеву со стороны Донбасса, украинские власти выполнили только в 2019 году, да и то только лишь после смены главы государства»,
– говорился далее в заявлении российского внешнеполитического ведомства. Здесь заметим, что иного вряд ли следовало ожидать, потому как любые уступки рассматриваются украинскими (да и любыми другими) партнёрами как слабость и приглашение к дальнейшей экспансии.
Это в полной мере подтверждаются очередными обстрелами республик Донбасса, постоянно уносящими жизни его защитников. Так, в начале февраля четверо военнослужащих Народной милиции ЛНР погибли и ещё четверо получили ранения в результате обстрела с позиций 93-й отдельной механизированной бригады ВСУ. Примечательно, что произошло это у населенного пункта Золотое-5 (один из районов так называемого «разведения сил»), да ещё и из запрещенных минскими договоренностями 122-милиметровых артиллерийских орудий. Кроме того, силы противовоздушной обороны Луганска уничтожили запрещенный теми же договорённостями беспилотный летательный аппарат, с помощью которого противник корректировал огонь (причём делает он это повсеместно, повышая точность и прицельность своего огня).
Имена военных преступников известны, однако вряд ли они понесут какое-либо наказание, так как выполнение «Минских соглашений» давно уже превратилось в «игру в одни ворота»: ответный огонь на подавление огневых точке противника вооружённым силам Республик Донбасса открывать запрещено, так что остаётся делать заявления.
8 февраля глава ЛНР Леонид Пасечник охарактеризовал действия Украины вблизи линии разграничения актом международно-уголовного преступления против народа Донбасса. Ответственность за гибель граждан республики полностью ложится на верховного главнокомандующего Владимира Зеленского, по приказу которого ВСУ, точно так же, как это было при Порошенко, обстреливают жилые районы и объекты гражданской инфраструктуры.
«Несмотря на заявления президента Украины Владимира Зеленского о мирных инициативах, ситуация на линии разграничения остается крайне напряженной. Очевидно, что украинский президент целенаправленно идет по пути террора народа Донбасса»,
– подчеркнул Л. Пасечник.
«Он [Зеленский] либо имеет какие-то обязательства перед теми, кто не хочет никакого прекращения конфликта, либо просто понимает, что у него могут быть проблемы дома»,
– предположил по итогам безрезультатного декабрьского саммита в «норманнском формате» в Париже глава МИД России. А на Донбассе, вступая во вторую «минскую пятилетку», увы, хоронят последние надежды на мир.