Найти тему
Annet's Diary

За дверью психоаналитика. Пилот vs Штурман

Вы знали, что пилоты-гонщики управляют своими гоночными автомобилями не в одиночку, а при поддержке штурманов? Я знала, но не помнила об этом - о гонках я думаю не так часто. 

В гоночном экипаже под названием «моя жизнь» или «мой внутренний мир» в каждый момент времени часто присутствует лишь один из двух - либо Пилот, либо Штурман. Второго же я имею склонность проецировать* на кого-нибудь другого, например, на психоаналитика (для сокращения буду называть его П). Мои Водитель и Штурман плохо уживаются вместе, ведут свою вечную борьбу за право обладания территорией. Поэтому лучше им находиться на безопасном друг от друга расстоянии. 

Мой Пилот - лихач, ему нравятся крутые повороты, он готов проходить их на самой высокой скорости, ведь главное - Победа. Ему неизвестны никакие препятствия. Если уж он чего-то хочет, прет напропалую, пока есть запал, силы, пока он не отстал от остальных и пока эти остальные не вырвали у него его Победу.

Мой Штурман - это человек-сомнение, он мастер по сложностям и препятствиям. В смысле создания этих препятствий даже там, где их не было. Когда он в машине, Пилоту лучше ретироваться - нет смысла чего-то хотеть, стремиться, набирать скорость и ехать. Даже если он будет нажимать на газ, Штурман будет давить на тормоз ещё сильнее.

У моего Штурмана есть и вторая сторона – он великий и беспощадный критик. То ему бензин не тот, то у него детали маслом не смазаны. Поначалу Пилот выполняет все его указания, старается, а потом, когда оказывается, что угодить все равно невозможно, просто сдается. 

Честно говоря, чаще всего в своей повседневной жизни я имела дело именно со своим Штурманом, а Пилоту при этом приходилось где-нибудь тихонечко отсиживаться. Однако по мере продвижения в психотерапии мой Пилот обрел больше уверенности и стал почти таким же сильным как Штурман. Теперь энергии у него столько,  что он (а точнее я) буквально фонтанирует новыми идеями, собственными желаниями, имеет свое чёткое мнение. И чтобы не потерять все это, поступает вполне логично - выставляет Штурмана-критика за дверь. Пилот нуждается в поддержке. Критика и сомнения ему (мне) не нужны - их и так было навалом всю жизнь. Защитный механизм проекции* в действии - две стороны моей личности (Пилот и Штурман) действовали разнонаправлено, конфликтовали, не находили общего языка, «разрывали» меня на части, поэтому одна из них всегда оказывалась спроецированной вовне.

Теперь, когда я увидела все это со стороны, и были найдены слова для описания моих переживаний, а также очень наглядная метафора из области гоночного спорта, все, кажется, постепенно встаёт на свои места. Мои Пилот и Штурман наконец начали «разговаривать» друг с другом, как это и должно быть. 

Штурман снизил градус критики, старается оценивать реальные препятствия, а не выдумывать несуществующие. А Пилот, кажется, становится более осторожным, развивает доверие к своему партнёру по «гонкам жизни». Ведь по сути у них одна цель - Победа с наименьшими потерями, Победа продуманная и осознанная.

Я начинаю чувствовать гармонию внутри, будучи одновременно и Пилотом, и Штурманом. Иду вперёд, но прислушиваюсь и к своим сомнениям, оцениваю препятствия. И в конечном итоге делаю Выбор.

Все вышеописанное, конечно же, не является результатом одной конкретной сессии. Это результат многих сессий, моей внутренней работы и размышлений, которые в итоге вылились в красивую и очень наглядную концепцию/метафору (Пилота и Штурмана), к которой теперь можно всегда обращаться.

*Проекция – механизм психологической защиты, заключающийся в часто неосознанном перенесении, приписывании человеком собственных переживаний другим людям.

P.S. Если вы читаете эту статью случайно и не очень понимаете, о чем речь, то вводная часть в моей предыдущей публикации на канале.