Тема: Автоматизация гласных звуков Е, Ё, Ю, Я.
Цели:
1.Познакомить с упражнениями для автоматизации йотированных гласных Е. Ё, Ю, Я
2. Развивать навыки письменной речи.
Оборудование: тетрадь, ручка.
Ход:
I. Гимнастика для мускулатуры лица:
1.Набрать полный рот воздуха. Перекатывать воздух из одной щеки в другую, напрягая мышцы до предела. Повторять 1-2 минуты.
2. Крепко сожмите губы, стараясь сквозь силу улыбнуться. Повторить 60 раз. По времени это будет всё та же минута.
3. Вытяните шею вперёд. Изобразите воздушный поцелуй. Сильно напрягите мышцы лица и медленно выдувайте воздух. Повторять в течение минуты.
4. Запрокиньте голову назад. Языком нажмите на бугорок в верхней части нёба. В таком положении медленно поворачивайте голову вправо, затем влево. Повторить несколько раз в течение минуты.
5. Сложите губы бантиком и сильно напрягите мышцы. Держать под счёт пять, затем расслабиться. Повторять в течение минуты.
II. Дыхательная гимнастика:
1.Упражнение лучше выполнять стоя. Но можно и сидя. Вдох через нос. Кисти рук поднять к плечам, отвести назад до упора, чтобы лопатки сошлись. Выход – руки выбросить вперёд с расставленными пальцами, имитируя движения в пространстве.
2. Глубокий вдох – руки медленно идут вверх. Выдох – руки резко опускаются.
3. Потянуть шею вперёд, одновременно медленно набирая воздух. Набрав полную грудь воздуха, сделать энергичный выдох.
4. Сесть ровно. Набрать полную грудь воздуха. Медленно наклониться вправо, выдыхая воздух. Вернуться в исходное положение. Снова набрать полную грудь воздуха. Наклониться влево, медленно выдыхая по ходу наклона.
5. Сесть ровно. Сделать глубокий вдох, разводя руки в стороны. Затем резкий выдох, опуская руки.
III. Артикуляционная гимнастика:
1.Чистим зубки. Открыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.
2.Широкий язык. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить расслабленный широкий язык на нижнюю губу, удержать в таком положении под счёт до 5.
3.Спрячем язычок. Широкий язык с нижней губы внести в рот за нижние зубы. Повторить 3-5 раз.
4.Качели. Рот открыть, губы растянуть в улыбке. Широкий язык поднять к носу и опустить к подбородку.
5.Весёлый язычок: почесать кончик языка об верхние резцы, затем об нижние, потом оттянуть язык вглубь рта.
6.Широкий рот: широко раскрыть губы и рааслабить их под счёт 5.
7.Переменные движения: улыбка – губы округлены - расслаблены под счёт 5.
8.Улыбка: губы растянуть в улыбке. Затем расслабить на счёт 5.
VI. Разминка:
1.Медленно повторят сочетания звуков: ай-ай-ай, уй-уй-уй, ой-ой-ой, эй-эй-эй.
2. Медленно произносить слова: яма, ялик, юла, юбка, ёлка, ёжик, ели, Европа.
3. Медленно и членораздельно произносить слова с гласными ё, е, я, ю после согласных: белый, тёмный, блюдо, арена.
4. Медленно и чётко произносить слова с разделительным знаком: объявление, объезд, подъём, адъютант.
VII. Работа с чистоговорками:
1.Бя-бя-бя — я ищу тебя!
Ня-ня-ня — ты ищи меня.
Это не загадки.
Мы играем в прятки!
Ся-ся-ся — вот и сказка вся.
Ля-ля-ля — щедрая земля.
Ря-ря-ря — летняя заря.
Я—я—я — дружная семья.
Оя-оя-оя — у ёлочки хвоя.
Ая-ая-ая — в небе птичек стая.
Уля-уля-уля — ест траву косуля.
2. Ле-ле-ле – вкусное желе.
Ще-ще-ще — овощи в борще.
Де-де-де – волны на воде.
Ше-ше-ше – мыши в шалаше.
Ке-ке-ке – мяч держать в руке,
Ге-ге-ге – прыгать на ноге.
Ке-ке-ке-ке – рыбки плавают в реке.
Де-де-де-де — рыбы плавают в воде.
Ре-ре-ре-ре – снег кружится в декабре.
Ре-ре-ре-ре – лёд на речке в январе.
Ле-ле-ле-ле – много снега в феврале.
Еле—еле, еле—еле наша Ева кашу ела.
3. Рю-рю-рю-рю — выучу и повторю.
Юз-юз-юз — здесь построят шлюз.
Лю-лю-лю — мамочку люблю.
Ю—ю—ю — песенку пою.
Ою-ою-ою — я лицо умою,
Ою-ою-ою — чистою водою.
Ваю-ваю-ваю — свитер надеваю.
Юм-юм-юм — сладенький изюм.
Юв-юв-юв — у сороки клюв.
Аю-аю-аю — я с тобой играю.
Ую-ую-ую — я тебя рисую.
Ют-ют-ют-ют — лягушата квакают.
4. Ёр-ёр-ёр — строит дом бобёр.
Ёт-ёт-ёт — брёвна он несёт.
Ёз-ёз-ёз — ёж телегу вёз.
Ёл-ёл-ёл- сено ест козёл.
Ест траву осёл,
все припасы смёл.
Ёд-ёд-ёд — зимой на речке лёд.
Ёд-ёд-ёд — мы идём вперёд.
Ёк-ёк-ёк — весёлый был денёк!
Ёк-ёк-ёк-ёк — в поле вырос василёк.
Ём-ём-ём — рядом водоём.
Мы туда пойдём,
Рыбы принесём.
VI. Работа со скороговорками:
1.Ящерка на ялике
Яблоки на ярмарку
В ящике везла.
2.Буква Ю юлу купила,
Чтобы Юля не грустила.
Юленька юлу взяла,
Завертелась вмиг юла.
3. Еле-еле Елизар,
Едет-едет на базар.
А с базара, а с базара,
Не догонишь Елизара.
4. Ёж, ёж, где живешь?
Ёж, ёж, что несешь?
VII. Развитие письменной речи:
Диктант
Пришла весна. Светит яркое солнце. Рыхлый снег остался в тени леса. На лесных озёрах треснул лёд. Мутная вода заполнила низкие места. По дороге журчат шумные ручьи. Кругом лужи. Весело кричат воробьи. Летят домой птицы. Все рады весне.
Предыдущий урок:https://zen.yandex.ru/profile/editor/id/5b2c16eca68e5400a964f9ee/5e42f8f15de562789d7f4e2b/edit
Следующий урок:https://zen.yandex.ru/profile/editor/id/5b2c16eca68e5400a964f9ee/5e48469a40e9c554bad4f826/edit
Видео урок можно посмотреть по ссылке:https://dzen.ru/profile/editor/id/5b2c16eca68e5400a964f9ee/publications?videoEditorPublicationId=658036e5ebd957746827671e
Уважаемые посетители. Если материал был вам полезен поставьте лайк и подпишитесь на канал. Это даст вам возможность заниматься удалённо и получать необходимые консультации. Каналы с большим количеством подписчиков чаще демонстрируются в ленте. Это позволит большему количеству людей увидеть уроки. Поделитесь ссылкой в социальных сетях. Возможно, эти уроки помогут кому-то ещё. Если у вас появились вопросы или пожелания, оставляйте их в комментариях.