Найти тему
Скифия

Как жили до ингушей и осетин в Осетии? Часть 1

Оглавление

Во время существования кобанской культуры происходили значимые преобразования и трансформации в устройстве общества. (Кто был до ингушей и осетин в Осетии? Часть 5)

© МИР В ОБЪЕКТИВЕ/ СЕ ЧЕЛОВЕК
© МИР В ОБЪЕКТИВЕ/ СЕ ЧЕЛОВЕК

В начале 1 тыс. до н. э. родовая организация сменяется соседской (т.е. территориально-общинной). Укрепляется малая семья, у которой появляется право иметь скот и землю.

© МИР В ОБЪЕКТИВЕ/ СЕ ЧЕЛОВЕК
© МИР В ОБЪЕКТИВЕ/ СЕ ЧЕЛОВЕК

В предыдущих статьях:

Кто был до ингушей и осетин в Осетии? Часть 1
Кто был до ингушей и осетин в Осетии? Часть 2
Кто был до ингушей и осетин в Осетии? Часть 3
Кто был до ингушей и осетин в Осетии? Часть 4

У семьи, владеющей отдельным хозяйством, благосостояние зависело не от кровнородственных отношений, а от соседских и общинных связей. Главным отличием между соседской и родовой общинами состояло не в присутствии или отсутствии родства между её представителями, а в том, что родовая община превращалась в соседскую, когда род отходил от хозяйственной организации.

Кобанская женщина. Реконструкция В.Т. Чшиева и Ф.С.Дзуцева по материалам Эльхотовского могильника. Фото из купленной книги «История Осетии». Блиева М.М., Бзарова Р.С.
Кобанская женщина. Реконструкция В.Т. Чшиева и Ф.С.Дзуцева по материалам Эльхотовского могильника. Фото из купленной книги «История Осетии». Блиева М.М., Бзарова Р.С.

В условиях низкого уровня производящего хозяйства важен был коллективный труд всего рода с эгалитарным (т.е. уравнительным) распределением произведённых продуктов между всеми членами общины. Улучшение орудий труда, развитие земледелия и скотоводства позволило каждой семье вести своё хозяйство. После того, как появляются соседские (территориальные) отношения, представители этой общины становятся собственниками земли. Только земля могла принадлежать им, но не орудия труда, урожай или скот.

© МИР В ОБЪЕКТИВЕ/ СЕ ЧЕЛОВЕК
© МИР В ОБЪЕКТИВЕ/ СЕ ЧЕЛОВЕК

С того времени эти общинники-соседи начинают считаться членами рода (родичами) с родственными связями, а не в смысле хозяйственной деятельности.

Когда родовой уклад сменился соседским, начало зарождаться имущественное расслоение и укрепляться власть вождей. Учёные полагают, что кобанские племена были разделены на 3 больших союза, а именно:

1) центральный – этот союз племён занимал территорию нынешней Осетии;

© МИР В ОБЪЕКТИВЕ/ СЕ ЧЕЛОВЕК
© МИР В ОБЪЕКТИВЕ/ СЕ ЧЕЛОВЕК

2) западный;

3) восточный.

Во главе кобанских племён и союзов, особенно в скифский период, была военная аристократия, которая состояла из профессиональных воинов, а самым главным в общине считался вождь.

Кобанцы не жили обособленно, об этом свидетельствуют найденные артефакты. Кобанские племена находились в постоянных взаимоотношениях с другими кавказскими племенами, а также с племенами, которые жили в Крыму, в Северном Причерноморье, в Передней Азии. Важно также упомянуть, что кобанские общины имели связи с другими развитыми центрами бронзовой металлургии. Например, с Западным Ираном (Луристанский центр), с Австрией, Богемией, Баварией (Карпато-Дунайский центр).

Изделия кобанских художников. Вверху: ритуальные фигурки из бронзы. Внизу: бляха-пластина из бронзы, крючок-застёжка, булавки. Фото из купленной книги «История Осетии». Блиева М.М., Бзарова Р.С.
Изделия кобанских художников. Вверху: ритуальные фигурки из бронзы. Внизу: бляха-пластина из бронзы, крючок-застёжка, булавки. Фото из купленной книги «История Осетии». Блиева М.М., Бзарова Р.С.

В следующие статье мы поговорим с вами о том, где и как жили кобанцы.

А сейчас пишите комментарии, мне важно знать ваше мнение. Ставьте лайки, если вам интересна эта тема.

И не забудьте подписаться на канал. Подписаться здесь