На войне случается всякое. Не всегда пилот сбитого самолета погибал. Иногда он мог покинуть поврежденную машину на парашюте, а иногда и вовсе совершить аварийную посадку. И это очень хорошо!
Но что, если потеря боевой машины произошла в результате беспечности или невнимательности летчика?
Об одном таком случае речь пойдет ниже.
По ряду причин, некоторые подробности (полк, дата, место, модели наших истребителей) из текста цитируемого документа убраны, звания и фамилии участников событий изменены.
«В воздушном бою были сбиты летчики младшие лейтенанты Комков и Петровский. Оба остались живы, но самолеты потеряны. Произошло это следующим образом: 4 наших истребителя барражировали в зоне. Ведущий первой пары младший лейтенант Петровский и его ведомый младший лейтенант Комков в поисках противника солнце оставили позади, в хвосте, не ведя наблюдение за задней полусферой. Такой беспечностью и неграмотностью воспользовались три Ме-109. Никем незамеченные мессера пристроились сзади и с превышением атаковали ведущую пару и обоих сбили. Самолет Петровского загорелся, пилот выбросился с парашютом, а тов. Комков сделал вынужденную посадку на границе аэродрома. Самолет разбит. Это получилось еще и потому, что вторая ведомая пара оторвалась от первой настолько, что вести прицельный огонь по атакующим «Мессершиттам» не смогла и, видя атаку противника не сумела придти своевременно на помощь товарищам.
Этот печальный факт взволновал весь летный состав. Много было серьезных разговоров, разбирали это происшествие до мелочей. Смущенные стояли Петровский и Комков, держа этот ответ за свою неграмотность. На разборах полетов стыдно было многим. Стыдно и потому, что обнаглелые фашисты приходили к нам на аэродром и зачастую безнаказанно уходили на запад.
Разбирая этот случай на партактиве, летчик Блинов говорил: «Больше, товарищи коммунисты, теперь наглого поведения фашистских стервятников нельзя. Не имеем права. Родина, Партия наш Советский народ требует от нас дела. Вот видите этот плакат! Вот она, мать, прижимающая к груди ребенка, вот он, бандит, направивший ей в грудь свой кровавый штык. Мать с ребенком зовут нас: «Защити, летчик»!
«Летчики, продолжал Блинов – учитесь держаться по-настоящему, ищите врага первыми, смотрите не в спину товарища, а впереди его, прикройте его сзади, подходите ближе к стервятнику, бейте прицельно, а главное – дерзайте! Злости больше! А что касается дружбы, то вспомните слова Суворова: «Сам погибай, а товарища выручай».
Думаю, что в разных подразделениях и в разное время такие разборы происходили тоже по разному. И множество различных факторов могло повлиять на окончательное решение.
А вы знаете похожие случаи? И чем закончился "разбор полетов"?