Найти тему
Солдатова Ольга

Переходный возраст. Подросток - кто он?

В российской периодизации подростковым принято считать возраст 11-18 лет, а в зарубежной он начинается с 9 лет.

Каждому переходному периоду свойственна нестабильность. Именно за эту нестабильность данный период начали называть «переходным», «подростковым» кризисом. А происходит переход из детства во взрослую жизнь.

Признаки переходного возраста:

- Смена ведущей деятельности.

- Асинхронность – психика не успевает за ростом физиологии.

- Скачкообразность и дисгармоничность развития. Происходит перестройка всего организма, нервной системы, эндокринной системы. Это является фоном, на котором развивается психологический кризис возраста.

Задачи кризиса:

- Отделиться от родителей. Отделение ребенка или иначе – обретение своего Я. Да, сепарация – это самый важный период кризиса. И он должен происходить, как бы родителям этого не хотелось.

- Понять «кто Я?» как личность. Для этого подросток начинает поиск своих собственных интересов, зачастую обесценивая родительские.

- Понять «кто Я как мужчина/женщина?». Происходит гендерная идентификация, так как совпадает с половым созреванием.

- Понять «кто ОНИ – другие люди»? Важно находиться среди сверстников, выстраивать с ними отношения.

Острота и длительность кризисов зависит от темперамента ребенка, обстановки в семейной системе, условий воспитания, особенностей физического и психического здоровья ребенка.

Задачи родителей:

- Предлагать помощь. Всегда. Даже когда трудно, непонятно, не хочется.

- Принимать агрессивность, контейнировать. В этот период может быть много агрессии по отношению к родителю. НО⬇️

- Не допускать слома границ, которые вы устанавливаете.

- Давать свободу, при этом, не отпускать ребёнка совсем. Сложная задача, но важная.

- Уважать мнение и интересы подростка.

- Наблюдать за подростком, следить за его состоянием и вовремя предложить помощь.

- Отпускать к тем "другим людям".

Чего делать точно не стоит?

- Игнорировать, обесценивать период кризиса и сваливать все на плохое поведение.

- Игнорировать задачи, которые стоят перед родителями. Такие фразы, как «я рос без понимания», «меня ругали и ничего, я же вырос» не сделают вас ближе к ребенку и не ускорят его взросление.

- Игнорировать свое состояние и не прислушиваться к себе. Если у вас нет ресурсов, и вы не справляетесь, обязательно нужно начать с себя. Подумайте, что или кто вам поможет? Где вы можете взять ресурсы? В трудной ситуации с ребенком, заботьтесь о себе. Мы с вами взрослые и создаем комфорт своим детям. Это наша задача. Дети за наш комфорт отвечать не могут!

Каждый ребенок по-разному будет проживать свой кризис. Поэтому нет четкой инструкции, что делать. Но зная, что и почему происходит с подростком, можно понять, что я, как мама или папа, могу перестроиться вместе с ребёнком. Тогда появится возможность не тянуть его назад, а двигать вперёд, дав ценный опыт – пример эмпатии, выстраивания границ и здорового общения.