Интересно анализировать эволюцию запросов предпринимателей на мозговые штурмы. Многие, кстати, называют их налоговым коучингом (😕) , советом директоров или стратегической налоговой сессией.
Да хоть горшком назови, как сказал бы Шаман из моей любимой книги Владимира Серкина «Хохот Шамана»!
Ещё два-три года назад запрос сводился к выбору системы налогообложения, затем мы стали разбирать доводы для избежания обвинения в дроблении бизнеса, также приходили запросы вокруг аффилированности, как это плохо и что с этим делать.
Теперь качество запроса существенно изменилось.
Во-первых, все больше представителей безнадёжно увядающего среднего бизнеса (да, он самый уязвимый и все это знают) в попытке сохранить бизнес ставят более сложные задачи.
Во-вторых, малый бизнес выходит из тени за счёт давления на него среднего и государства, и проблема уже за пределами просто налоговой оптимизации.
В-третьих, есть чёткое понимание того, что налоги не платить невозможно, поэтому просто надо что-то делать и менять, но что - не понятно.
Все меньше предпринимателей и руководителей при постановке задач употребляют слово «налоговая оптимизация».
Бизнес уходит от простой проблемы платить меньше налогов в решение задачи оптимизации всего бизнеса за счёт совсем иных , порой непривычных подходов к планированию и структурированию бизнеса.
Как мне хочется , чтобы до момента воплощения этих идей и подходов дожили все те, кому нелегко сейчас... вы не представляете.
Но что мешает?
Традиционно , есть две силы, оказывающих давление на бизнес:
1) внешние силы,
2) внутренние силы.
К внешним мы относим все то, на что мы сами повлиять не можем: размер налогов, процедуры налогового администрирования, инициативы государства (маркировка, СОУТ, лицензирование и т.п.), политическая обстановка и экономическая ситуация в целом.
К внутренним мы относим все то, на что в рамках диктуемых извне условий мы можем изменить: от ежедневного настроения владельца и директора до построения маркетинговой политики и изменения структуры ведения бизнеса.
Мы можем долго рассуждать о том, что мешает нам извне, однако ничто не мешает нам на базе имеющихся в арсенале условий (пусть даже относительно быстро меняющихся) строить бизнес максимально безопасно, прозрачно и с минимальными потерями в моменте и в будущем.
Лучше всего удаётся построить модель бизнеса тогда, когда у владельца и у руководителя возникает желание передать свой бизнес детям. По наследству ли, в формате управления ли ... не так важно.
Как только на горизонте планирования у предпринимателя возникают его дети, цели и задачи трансформируются.
Сами дети здесь , конечно , играют свою роль , однако ключевым здесь является горизонт планирования. Если до этого момента владелец говорит только про ближайший год, то после упоминания слова «дети» масштаб охвата увеличивается как минимум до 5, в иногда до 10 лет.
«Безумие, Наташа», - скажете вы.
Угу ...
Верно.
Но видели бы вы что из этого всего получается 😏