Найти тему
Владимир Кири

Роль китайцев в развитии кино Индонезии 1926-1945. Продолжение.

Оглавление

Начало истории становления кинематографа в Индонезии было связано с социально-экономическим положением страны под колониальной администрацией Голландской Ост-Индской компании (1900-1942 гг.), а также с визитами иностранных кинорежиссеров (Гастон Мельес, 1912-1913) и звезд Голливуда (Чарли Чаплин, 1932) в поисках новых идей, вдохновения, экзотики и сцен для фильмов.

В этой части рассказываю о китайцах, которые вывели киноиндустрию Индонезии на новый уровень развития. Кем были эти китайцы, как им это удалось и чем закончился их успех.
Постер к фильму "Сжигая храм Хонг Льен Се" (Pembakaran Bio “Hong Lian Sie”, Тхе Тенг Чун, 1936). Фильм про плохих парней и сражение людей за справедливость. Ресурс фото: Cinemapoetica.
Постер к фильму "Сжигая храм Хонг Льен Се" (Pembakaran Bio “Hong Lian Sie”, Тхе Тенг Чун, 1936). Фильм про плохих парней и сражение людей за справедливость. Ресурс фото: Cinemapoetica.

Коротко о влиянии китайцев на киноиндустрию Индонезии:

Развитие индонезийского кинематографа началось с приходом иностранцев, которые вместо зарубежных актеров начали снимать в своих фильмах местных жителей, а также сотрудничать с местными кинорежиссерами. Китайцы открыли миру индонезийское кино, делая из этого бизнес посредством инвестиций, открытия зданий кинотеатров, импорта-экспорта фильмов.

В 1924 году Шанхай (Китай) стал одним из основных импорт-центров для индонезийского кино, что уже к 1926 году основной целевой аудиторией, а это 80%, стали китайцы и индонезийцы.

Итак, образ Индонезии в кино начал появляться только в 1930-х гг., а к 1936 году уже было сооружено 225 кинотеатров (некоторые источники указывают на 227 юнитов).

Братья Вонг:

Братья Вонг: Нельсон (Nelson, 1895-1945) родился в Сан-Франциско, вырос в Китае, а Джошуа (Joshua, 1906-1981) и Отниэль (Othniel, 1908-1986) родились на материковым Китае. Преданный Богу отец хотел, чтобы Нельсон паше по его стопам, но Нельсона интересовало кино, в частности, когда он отправился в колледж в Лос-Анжелесе в 1920-х гг. Поэтому отец стремительно хотел прекратить увлечения Нельсона в киноиндустрии, привлекая младших сыновей помочь ему в этом. В результате, все трое начали увлекаться кинопроизводством. По этой причине отца исключили из уважаемого общества и круга его общения.

Тхе Тенг Чун был одним из режиссеров-вдохновителей Нельсона в изучении кино. В 1921 г. Нельсон становится кинооператором во время съемок немого фильма "Три Мушкетера", директором которого был Фред Нибло (Fred Niblo).

В середине 1920-х гг. братья перебираются в Шанхай, где основывают свою первую кинокомпанию The Great Wall, которая разорилась к 1924 г.

Братья Вонг не были заинтересованы в мифах и легендах Китая, их интересовала современная жизнь общества. Все фильмы братьев Вонг были рассчитаны на местную небогатую аудиторию.

В 1927 году Нельсон приезжает в Ост-Индию, где, трудясь, доказывает успешному режиссеру Тио (Tio Tek Tjien), что может снимать фильмы. Таким образом, Тио помогает братьям Нельсона тоже перебраться в Ост-Индию, где покупает им место в г. Бандунг, которое послужило съемочной студией.

В последствии, в 1928-29 гг., братья Вонг сами начинают сотрудничество с западными режиссерами и снимают фильмы "Лили на Яве" (Lily van Java, 1928), который стал первым историческим фильмом, отснятым китайцами с китайскими актерами в главной роли, "Вор из Преангана" (Perampok di Preanger, 1929), “Sinjo ‘Tjo’ Main Di Film” (1931, в сотрудничестве с немецким режиссером M.H. Schilling) и "Сестра Терезия" ("Мать Тереза) (Zuster Theresia, 1932).

А благодаря фильму братьев Вонг комедия "Индонезия в депрессии" (Indonesia Malaise, 1931), слово «Индонезия» впервые появилось в названии фильма. Сам фильм стал первым звуковым в карьере братьев Вонг. Фильм повествует о женщине, которая вышла замуж не по любви, поэтому у нее был возлюбленный на стороне. В итоге, муж уходит от нее, дети умирают, а любовник попадает в тюрьму. Женщину одолевает горе и депрессия, она заболевает, но ее жизнь спасает песня мужчины.

Постер к фильму "Ачехский клинок" (Ухе Тенг Чун, 1940). Идея фильма взята из истории про Тарзана. Фильм рассказывает о группе людей, сражающихся против пиратов в Малаккском проливе. Фильм был отснят на берегах Батавии (Джакарта). Ресурс фото: Cinemapoetica.
Постер к фильму "Ачехский клинок" (Ухе Тенг Чун, 1940). Идея фильма взята из истории про Тарзана. Фильм рассказывает о группе людей, сражающихся против пиратов в Малаккском проливе. Фильм был отснят на берегах Батавии (Джакарта). Ресурс фото: Cinemapoetica.

Тхе Тенг Чун (1902-1967):

Самым успешным китайским кинорежиссером в Индонезии стал Тхе Тенг Чун (китайское имя The Teng Chun), который отснял 11 фильмов из 13 на острове Ява в период с 1933-1937, повествующих истории про китайских призраков со сценами боевого искусства. Режиссер родился в Батавии в 1902 году, но в 1920 переехал в США, где и пошел в школу. Начал изучать торговое дело, но увлекся кинематографом в Palmer Play Theatre в Нью-Йорке. В 1925 г. переехал в Шанхай изучать кино. Увлекшись киноиндустрией, начал заниматься его импортом. В 1930 году Тхе Тенг Чун вернулся в Джакарту домой и снял свой первый уникальный фильм "Роза Чикембанга" (Boenga Roos Dari Tjikembang, 1931), повествующий романтические взаимоотношения между женщиной и мужчиной разных рас - яванкой и китайцем. Фильм раскрывает отношение и взаимоотношения внутри семьи, а также местных людей к китайским индонезийцам peranakan. Из-за плохого звука фильм не имел успеха. Продюсер основал свою кинокомпанию Cino Motion Picture, но затем периодически менял ее названия, например, Java Industrial Film называлась та же компания в 1935 г. (некоторые источники указывают на 1940 г.), которая стала одной из самых крупных компаний в киноиндустрии Индонезии. В 1950 году компания получила другое название - Bintang Surabaya. Из-за кризиса компания обанкротилась и прекратила свою деятельность в 1962 году, а Тхе Тенг Чун сменил свое имя на Tahyer Idris.

В основе фильмов Тхе Тенг Чуна лежали китайские легенды, например, любовная история китайских Ромео и Джульетты в фильме "Бабочка убивает" (Sam Pek Eng Tay, 1931); "Восемь красивых женщин" (Pat Bie To, 1932); "Белая и черная змея" (Ouw Peh Tjoah, 1934); сиквел "Сын призрака белой змеи" (Anaknja Siloeman Oeler Poeti, 1936); "Мачете Ачеха" (Rentjong Aceh, 1940); др.

Тан Коен Яу (??):

Другим выдающимся китайским режиссером был Тан Коен Яу (китайское имя Tan Koen Yauw), который снял фильм Njai Dasima (1929) про несчастную судьбу местной женщины замужем за англичанином, что было характерным для Батавии в 19 веке.У Тан Коена Яу насчитывается 11 фильмов, например, Fatima (1938), Gagak Item (1939), Siti Akbari (1939), др. Полный список можно посмотреть здесь. Режиссера также считают основоположником немого кино в Индонезии.

Конец кино периода 1945:

Период развития киноиндустрии в Индонезии 1926-1945 гг. заканчивается вторжением японцев на территорию Голландской Ост-Индии (Индонезии) в 1942 году. Тотчас же киноиндустрия была монополизирована и стала частью пропаганды японцев. Кинотеатры, которые держали китайцы, были закрыты, а вся техника конфискована. Местные жители попали под эксплуатацию для создания японской пропаганды.

А после независимости в 1950 году киноиндустрию заполнила политика национализма, но это уже новая история развития кинематографа Индонезии, о которой я расскажу в другой статье.

Спасибо, что дочитали статью до конца! ПОДПИШИТЕСЬ НА КАНАЛ, чтобы узнать больше фактов про удивительную Индонезию!

Читайте также статью по теме про кино:

Индонезийский кинематограф 1926-1945: Начало,

Чарли Чаплин на Бали.