Найти в Дзене
Popular_WrIter

Север-родина Ломоносова.

Историческая область в бассейне рек Северной двины и Онеги, издавна заселённая угро-финскими племенами, в XI-XIV вв. называлась Заволочьем, т.е. территорией за волоками, связывающими Онежское озеро с Белым Морем и рекой Шексной. С XII века здесь прочно утвердилась новгородская власть. Первоначально управляли этим краем ежегодно направляемые вооруженные экспедиции для сбора дани, а с XII века здесь же имелась гражданская администрация.

На карте «Русский Север» в нач. XVIII в. обозначены поморские населённые пункты, возникшие к XVIII в. игравшие значительную экономическую, культурную роль как в Двинской земле (так с XIV в. стало называться Заволочье), так и в целом в жизни Новгородской феодальной республики, а с 1478 г., после ее присоединения и в Московском централизованном государстве. Все эти поселения были различными центрами: солеварения (Ненокса, Умба, Ковда, Онега, Сольвычегодск, Соловецкий и Печенгский монастыри), судостроения (Пустозерск, Холмогоры, Архангельск, Кемь, Сумпосад, Кола, Ковда, Онега, Умба), металлургии (Повенец, Петрозаводск), морского рыболовства (Тереберка , Кильдин, Вайда губа), добычи нефти (Ухта), добычи слюды (Соловки, Кереть, Кандалакша), рудных разработок (Кандалакша), лесопиления (Сольвычегодск, Лявля, Онега), промысла морского зверя (Пустозерск).

На значительной территории Двинской земли занимались земледелием и скотоводством. В начле XVIII в. Ломоносовы жили в дер. Мешанинской одной большой семьей в доме Луки Ломоносова, двобродного деда Михайлы, имея 67 кв. сажен пахотной земли. В 1722 г. отец Ломоносова, Василий Дорофеевич, получил 34 кв. сажен пашни, построил собственный дом и стал жить самостоятельно. Ломоносовы, как и многие поморы, ежегодно отправлялись на промыслы в северные моря. Юный Михайло уже с десятилетнего возраста ходил с отцом на промыслы, о чем впоследствии писал, что «господствуют там большие ветры от севера, что мне искусством пять раз изведать случилось». Многократно в Ледовитом Океане любовался он красотой северного сияния, посвятив ему помимо научных статей поэтические строки-рассуждения:

Что зыблет ясной ночью луч?
Что тонкий пламень в твердь разит?
Как молния без грозных туч
Стремится от земли в зенит?
Как может быть, чтоб мерзлый пар
Среди зимы рождал пожар?

В 1764 году при подготовке экспедиции В. Я. Чичагова Ломоносов в Петербурге по памяти нарисовал план родных холмогорских мест. Достаточно точно он изобразил Куростровскую и Ровдогорскую волости, Ухтостров и Нальеостров, Холмогоры и Вавчугу. Это нетрудно заметить, сличив его «Планом мест, прилежавших к Куростровской волости, где родился г. Ломоносов», приложенный к книге «Путешествие академика Ивана Лепёхина», нарисованным в 1780 году известным северным кораблестроителем, ровдогорцем С. Т. Негодяевым. Копия этого плана выставлена для обозрения.
Пришли поморы на Север надолго, и поэтому рубили добротные деревяные дома-дворы, амбары, бани и другие хозяйственные постройки. На красивых возвышенных местах — «угорах» — cтавили деревянные, а чуть позже и каменные церкви и колокольни.

Кроме плотничьего в поморской среде были развиты и другие ремесла: прядение и ткачество, кузнечное и гончарное дело. Для ношения в повседневной жизни в доме и в поле, море и лесу, шилась самая разнообразная мужская и женская одежда, головные уборы. Изготавливалась на месте и частично покупалась на местном рынке различная посуда. Это самовар и
рукомойник, ковши и братины, ведро, медник, поднос и др. Снаряжение для рыбной ловли и охоты на морского и лесного зверя изготавлялось на месте (ножи, крючки, рюжи).

Северные кузнецы слыли большими мастерами. Их руками сделаны представленные металлические изделия — свитцы, решетки, замки. Славился Беломорский Север и мастерами, изготовлявшими самые разные, нужные в повседневной жизни изделия из бересты (пестери, туеса, солонки), глины ( посуда, игрушки), камня и дерева (домашние ручные жернова, самопрялки, маслобойки). В 1965 г. ссыльный учёный-этнограф П. С. Ефименко (1835-1908) обнаружил на дне ломоносовского пруда железную решетку и несколько берестяных изделий.

Холмогорский скот ежегодно перегоняли в Петербург, Москву, Ярославль и другие города. Считается, что представители царской династии Романовых предпочитали видеть на своём обеденном столе молоко коров холмогорской породы. Если в начале XVIII века ежегодно перегонялось в специальных кожанных чулках на коровьих копытах около 40 племенных быков и коров, то к середине века эта цифра достигла 100 голов, а к концу - 200-300. Многие северные крестьяне помимо коров держали в своём личном хозяйстве лошадей, овец, свиней.

Половину северного крестьянства к 1725 году составляли черносошные крестьяне, принадлежащие государству. Около 35% было дворцовых, 15% крестьян принадлежало церкви и монастырям, помещикам же принадлежало менее 0,5%.

Отсутвие крепостного права в его классическом виде свидетельствует о том, что Север в своём развитии имел особенности, в которых формировался дух коллективизма и предприимчивости северных крестьян. Отсутсвие монголо-татарского влияния придавало как экономическому, так и культурному развитию Севера самоытность. Суровый же северный климат вызывал в человеке очень важные качества: воля и терпение, трудолюбие и честность. А все вместе эти историко-географические условия были благоприятными для развития как в целом всего поморского общества, так и отдельной личности.
Уже в детстве Михайло проявил свой поморский характер, показал свои незаурядные качества. Об одном из них свидетельствует копия документа о неявке юного Ломоносов к исповеди.