Родители, которые ищут способ помочь своему ребенку справиться с психопатологией, могут столкнуться с противоречивыми рекомендациями. Дело в том, что лечение во многом зависит от диагноза, а постановка диагноза при наличии психопатологии на сегодняшний день, к сожалению, не может быть точной. Каждый специалист придерживается определенных теорий и не всегда они совпадают.
Методов работы с психопатологиями существует великое множество. Мы рассмотрим 5 самых распространенных:
- Медикаментозная терапия
- Игровая терапия
- Поведенческая терапия
- Семейная терапия
- Общественная психология
Медикаментозная терапия
Самыми популярными из психоактивных медикаментов, для лечения отклонений в детском поведении, являются психостимуляторы. Но как мы уже обсуждали ранее, психостимуляторы создают лишь краткосрочное улучшение в поведении и учебе у гиперактивных детей. Что касается долгосрочной перспективы, то на сегодняшний день не существует адекватных доказательств эффективности психостимуляторов. Помимо всего прочего, их употребление может нести массу побочных эффектов (Campbell & Spenser, 1988).
Наибольшую озабоченность у профессионалов вызывает задержка роста вследствие долгого приема психостимулирующих веществ. В то же время, как только ребенок прекращает прием лекарств, он начинает догонять сверстников. Происходит так называемый «скачок роста» (Conners& Werry, 1979). Так же имеется неоднозначный психологический момент. Некоторые гиперактивные дети связывают свое поведение исключительно с приемом препаратов, а не с собственными личностными ресурсами (Whalen, 1989; Whalen & Henker, 1976). Как следствие — ответ: «Я сегодня не пил таблетку», является довольно частым, если учитель интересуется, почему ребенок плохо себя ведет.
Две наиболее противоречивые проблемы в использовании лекарств носят политический и философский подтекст. Во-первых, следует ли использовать наркотические вещества, когда нет прямых доказательств того, что нарушение является результатом болезни? Эта проблема пронизывает исследования гиперактивности и лежит в основе дискуссии о том, являются ли гиперактивность и расстройство поведения различными проблемами. Если гиперактивность рассматривать с точки зрения болезни, то логично, что прием лекарств обоснован. Если же гиперактивного ребенка оценивать, как очередного шалуна, то применение медикаментов необоснованно. Второй нелицеприятный момент заключается в том, что неоправданно большое количество детей из экономически и социально незащищенных меньшинств подвергаются принудительному медикаментозному лечению. А вследствие того, что многое в оценке состояния ребенка заключается «в глазах смотрящего» специалиста, возникает масса вопросов относительно точности диагноза и справедливости назначений. В любом случае, принимать решение использовать или нет психостимулирующие вещества, должны родители. При этом лучшее, чем могут помочь специалисты в области психического здоровья — это информировать о положении дел и альтернативных методах лечения.
Игровая терапия
Игровая терапия это одна из форм обычной психотерапии только в варианте удобном для работы с детьми. Она помогает понять маленьких детей, которые не в состоянии пока выражать свои проблемы и потребности вербально на том уровне, как это делают взрослые. Терапевт наблюдает за ребенком в так называемой свободной игре со специальными игрушками. При этом могут использоваться символически важные куклы. Например, мама и папа. Игровая терапия схожа с методом свободных ассоциаций, который изобрел всеми известный Фрейд. Выражение бессознательных побуждений и конфликтов ребенка дают терапевту заглянуть в его подсознание. Цель терапевта – помочь ребенку понять его бессознательную психодинамику через процесс интерпретации игры. Существуют специалисты, которые проводят сеансы не только с ребенком, но и его матерью (Stern, 1985). Некоторые специалисты даже выезжают на дом с целью обучения родителей по вопросам развития ребенка. Так же существуют сервисы поддержки для семей из группы риска (Laney, 1990; Musick, Clark, & Cohler, 1981; Fraiberg, Lieberman, Pekarsky, & Paul, 1981).
Оригинальная статья: E. Mavis Hetherington, Ross D. Parke – The biological bases of behavior. Child Psychology. A contemporary viewpoint. Fourth edition, 1993
Автор перевода: Золотухина Мария Сергеевна
Редакторы: Симонов Вячеслав Михайлович, Шипилина Елена Ивановна
Источник изображения: pexels.com