За всю историю отечественной отрасли троллейбусостроения было выпущено всего десять двухэтажных машин. Произведены они были в Ярославле в 1938–1939 годов. К сожалению, их судьба оказалась не слишком радостной. Проработав до конца 40-х годов, они были списаны. До нашего времени не сохранился ни один экземпляр этой удивительной машины, именовавшейся ЯТБ-3.
Следует заметить, что с целью экономии средств и времени при разработке отечественной машины был использован зарубежный опыт. В 1935 году в Великобритании у компании «Бритиш электрик» был куплен двухэтажный троллейбус, который в течение нескольких лет испытывался на маршруте № 1 г. Москвы.
В ходе опытной эксплуатации столичные троллейбусники определили достоинства и недостатки зарубежной машины. После чего конструкторы Ярославского автомобильного завода приступили к созданию первого отечественного двухэтажного троллейбуса. С этой целью в 1937 году на завод был доставлен британский троллейбус. А уже 26 июня 1938 года первый ярославский «двухэтажник» поступил в Москву. Впоследствии в столицу поступило еще девять машин.
Цельнометаллический кузов ЯТБ-3 был установлен на раму, усиленную трубчатыми поперечинами и был естественно выше, чем у собратьев ЛК-1 и ЯТБ-1, -2. У отечественного двухэтажника было три оси, причем обе задние имели в отличие от грузовиков и автобусов по одному скату. Они же являлись и ведущими, крутящий момент между второй и третьей осями распределялся межосевым дифференциалом. Благодаря этому агрегату устранялась перегрузка главных передач второй или третьей осей, возникающая при неравномерном износе шин или при неодинаковом давлении воздуха в них.
В обоих ведущих мостах машины ЯТБ-3 применялись червячные главные передачи. Они были смещены влево от центра, под сиденья. Поэтому пол в салоне располагался ниже, чем в обычных троллейбусах. На ЯТБ-3 была использована зависимая рессорная подвеска колес, оборудованных пневматическими тормозами. Кроме того, четыре ведущих колеса имели систему электрического рекуперативного торможения, а на стоянках применялся и механический тормоз, блокирующий задние колеса. Мощность тягового двигателя составляла 74 кВт, масса машины в снаряженном состоянии – 10,74 тонны, длина – 9,47 м, скорость – 55 км/час.
Салон первого этажа был оборудован мягкими сиденьями, а над задними колесами располагались два продольных шестиместных дивана. Всего на нижнем этаже было 32 места для сиденья. У задней двери находилась накопительная площадка, от которой вверх, на второй этаж вела крутая лестница. На верхнем этаже было 40 сидений для пассажиров.
Для входа и выхода пассажиров на ранних ЯТБ-3 применялась одна четырехстворчатая дверь. Это было неудобно, особенно в часы «пик», поэтому на последующих машинах делали вторую дверь в передней части салона.
Потолки у ЯТБ-3 были довольно низкими. Однако высоту троллейбуса, составлявшую 4,78 метра, пришлось ограничить еще на стадии проектирования, поскольку следовало учитывать высоту стандартной подвески контактной сети. Хотя последнюю все равно пришлось перевешивать с 4,8 до 5,8 метров. Несмотря на это, высота салона на первом этаже не превышала 178 см, а на втором этаже была еще на 2 см ниже. В результате на верхнем этаже неудобно было даже пассажирам среднего роста, при малейшей тряске можно было удариться головой. Высоту ЯТБ-3 ограничили также из-за того, чтобы центр тяжести полностью загруженной машины не сместился вверх, ухудшая ее устойчивость на ходу.
Проработав до конца 40-х годов, машины этой серии ушли в небытие. С тех пор двухэтажные троллейбусы у нас не строили. Однако в португальском городе Порту двухэтажные «рогатые» эксплуатировались вплоть до середины 90-х годов прошлого века, а теперь уже в китайском Гонконге и сейчас ходят двухэтажные трамваи.
Что касается автобусов, то их двухэтажные модели перевозят пассажиров в городах Германии, Великобритании и в настоящее время. Более того, некоторые из них как «секонд-ханд» попали и на пространство бывшего СССР. Так, двухэтажные автобусы работали на маршруте № 10 в российском г. Барнауле.
ДДН.
Фото из коллекции автора и из свободного доступа в сети Интернет
Понравился материал, не забудьте поставить лайк, сделать репост и подписаться на канал