За гранью работоспособности
Газета «Известия» опубликовала данные исследования, которое по ее заказу провела лизинговая компания «Европлан». Расчеты касались работы московских таксистов и показали, что для того, чтобы иметь средний для столицы заработок, водители должны работать по 300 часов в месяц.
Уставший таксист
В переводе на трудодни получается 25 рабочих дней продолжительностью 12 часов. Так работник сможет получать 75 тысяч рублей в месяц, что является средним заработком таксистов в Москве. Если водитель будет работать обычную «пятидневку» по восемь часов в день, то его доход составит всего 20-25 тысяч. Чтобы зарабатывать 88 тысяч рублей (средняя московская зарплата по состоянию на декабрь 2019 года), придется колесить по столичным пробкам 13-14 часов в сутки.
При этом согласно Трудовому кодексу РФ продолжительность рабочей недели должна составлять 40 часов, а сверхурочная работа не должна превышать 4 часов не более двух дней подряд. Министерство транспорта предпринимает меры по недопущению нарушения этих норм со стороны водителей. С одной стороны, это необходимо: ведь уставший таксист теряет скорость реакции, у него слабеет внимательность. Так, в 2019 году в Москве на 80% выросло число ДТП с участием такси по сравнению с предыдущим годом. Но с другой стороны, как следует из представленных расчетов, водитель, работающий по нормам, теряет в заработке почти в четыре раза! Это заставляет таксистов пренебрегать и своим здоровьем, и благополучием пассажиров, и техническим состоянием автомобиля.
Очевидно, что штрафы и другие административные наказания — это не выход из ситуации. Штраф за нарушение норм труда, согласно КоАП, составляет 1,5-2 тысячи рублей, что не идет в сравнение с потерей в доходах. Казалось бы, выход может крыться в поиске компромисса между водителями и агрегаторами такси, но последние не готовы идти на уступки. О противостоянии рабочих с предпринимателями в этой отрасли мы уже публиковали материал, и с тех пор мало что изменилось в этом отношении. Это и неудивительно: попытки искоренить либеральными методами коренное противоречие рыночной экономики — эксплуатацию труда — заведомо обречены на провал. Дать людям возможность достойно жить и трудиться может экономика плановая, социалистическая. За нее и стоит бороться таксистам и другим трудящимся России.