Найти в Дзене

Таксомоторное сообщество. Лебедь, рак и щука. Или каждый таксист может управлять страной!

Такие вот мы таксисты)
Такие вот мы таксисты)

Здравствуй, дорогой читатель! В этой статье мы поговорим о таксомоторном сообществе, его требованиях к агрегаторам, серых кардиналах и мышах. Давайте посмотрим на основные требования бойкотирующего сообщества:

  • повысить тарифы;
  • снизить комиссию;
  • открыть точку Б при заказе ( у некоторых агрегаторов);
  • убрать систему рейтинга водителей (ввести рейтинг пассажиров);
  • трудовые отношения.

Казалось бы, требования их ясны, прозрачны, основная масса водителей автомобилей с разрешениями под веселое улюлюканье готова штурмовать «Аврору» размахивать транспарантами и сжигать покрышки возле центрального входа, но давайте чуть заглянем за кулисы этого представления и постараемся понять, кто выдвигает требования, кто руководит труппой и кто поджигает покрышки.

Начнем с того, что 98 человек из 100 «бастуще-митингующих» никакого отношения к такси не имеют. Они не являются ни индивидуальными предпринимателями, ни трудоустроенными водителями таксопарков с полной «социалкой». В одной из прошлых статей мы говорили о том, что сейчас любой Ванька может взять машину с разрешением на перевозку и стать Ванькой-таксистом. Может, пока им не заинтересовалась прокуратура и Федеральная Налоговая служба. Извините, но, если сами «бастующе-митингующие» не являются легальными перевозчиками или таксистами, значит и с требованиями их можно не считаться? Фактически никто и не считается. Собака лает, караван идет. Но давайте все же рассмотрим их «требования» детально.

Повысить тарифы. Задумка отличная, вот только бастующие не учли, что с повышением тарифов сократится и количество заказов, а зависимость отнюдь не линейная, повышение тарифов всего на 15% может привести к снижению количества заказов на 30%, давайте пример — раньше водитель выполнял 20 заказов по 100 рублей в день, получал на руки 2000 рублей. После поднятия тарифов стал выполнять 14 заказов по 115 рублей каждый. В итоге за день заработал 1600 рублей, аж на 400 рублей меньше, чем зарабатывал до публикации своих требований. Отлично побастовали!

В попытке поднять заработок водителя, бастующие не понимают, к сожалению, одной простой вещи — рынок перенасыщен предложениями о перевозке пассажиров. Пока в столице катаются 150 тысяч машин с шашечками (или без), готовые развести пассажиров по их пассажирским делам, ни о каком повышении тарифов и речи идти не может, а учитывая, темпы роста прокатных контор, количество машин будет только увеличиваться и как следствие что? Нам стоит ждать очередного снижения тарифов.

Решение проблемы заработка водителя кроется в ограничении рынка, квотирование машин на город или регион. Да чего уж ходить вокруг, да около, если убрать все прокатные конторы с их нелегальными водителями, заработок водителя увеличится в разы, даже не рассматривая повышение тарифов.

Снизить комиссию. Не самое плохое решение повышение заработка водителя, с этим трудно спорить, а еще труднее не согласиться. Сегодня в некоторых случаях комиссия агрегатора может составить 33% (при условии работы напрямую), но не забывайте о налогах, минимум 4% и максимум 6%, итого на выходе нашу такси-корову доят на 37-39% только за то, что она есть. Уже неоднократно различными сообществами были произведены расчеты, в которых показывалось, что простым снижением комиссии на 10%, можно увеличить заработок водителя минимум на 25%. Пойдут ли на это агрегаторы? Без вмешательства Федеральной Антимонопольной Службы я не верю в успех этого мероприятия. Сами они оправдывают несоразмерно большую комиссию не менее огромными тратами на привлечение новых пользователей, различные акции для водителей, компенсацию неоплаченных поездок и... вишенка на торте... поддержку водителей.

Открытая точка Б. Начать стоит с того, что выполняя определенные условия агрегаторов, точка Б и так будет видна водителю. Ничего запредельного в условиях, при которых она доступна водителю нет. Если это отголоски позапрошлого года, когда у водителей во всех регионах забрали конечный адрес и не показывали его ни при каких обстоятельствах, пока водитель не приехал на место, так это уже давно не так. Открытая точка Б — это стимулирование водителя на работу, если выполнять 9 заказов из 10, то нет никаких предпосылок к тому, чтобы остаться «ежиком в тумане» и не видеть конечный адрес.

Убрать систему рейтинга водителя, ввести систему рейтинга пассажира. С одной стороны система оценки поездки несовершенна, пассажир оценивает не столько водителя, сколько сам сервис, стоимость поездки, время подачи автомобиля (а по пробкам оно может составлять и все 15 минут), с другой стороны, если из десяти пассажиров за день восемь поставили водителю единицы с комментарием о небезопасном вождении, наверное, что-то не так или с водителем или с автомобилем? Я еще раз подчеркну - система не совершенна, но в некоторых случаях, это единственный способ повлиять на водителя, к сожалению. Я еще раз хочу обратить внимание на то, что в нынешней ситуации водитель, который является индивидуальным предпринимателем, старается соблюдать все законные требования и стандарты сервиса, находится в более уязвимом положении, потому как он работает под своими настоящими данными, на своем собственном автомобиле, в отличии от того, который по поддельным документам арендовал машину и бросил ее после происшествия.

Водители просят ввести систему рейтинга пассажира и агрегаторы их услышали. Система разработана и уже тестируется, насколько она будет функциональна и будет ли пассажир также дорожить оценкой водителя, как и сейчас водитель переживает за оценку от пассажира — покажет время. Но предпосылка ее введения — это уже серьезный шаг агрегаторов навстречу водителям.

Трудовые отношения. К сожалению, в нынешней экономической обстановке, когда весь таксомоторный бизнес построен на нарушении всех мыслимых и не мыслимых законов, постановлений и прочих законодательных актов, никто и никогда не будет даже пытаться ввести трудовые отношения между водителями и агрегаторами. Это не рентабельно, это ставит под угрозу текучку кадров водителей, низкую стоимость поездки для пассажира и ответственность агрегаторов.

Подводя итоги, можно сказать, что часть требований «бастующе-митингующих» имеет право на существование, часть отжила себя и является атавизмом, но и те и другие стоит выдвигать только тогда, когда играешь «в белую», когда являешься легальным перевозчиком, а не Ванькой-таксистом, который сидит на пороховой бочке и ждет, когда к нему нагрянут и налоговая с приставами и прокуратура с сотрудниками. Уважаемые протестующие, прежде чем требовать соблюдения законов или иных постановлений от агрегаторов, прежде чем трясти буквой Закона у них перед носом или жечь покрышки перед центральным входом, вы начните с себя, станьте легальными перевозчиками, начните платить налоги, может быть тогда к вашим требованиям прислушаются? Любые переговоры — это игра компромиссов, хотите меньше комиссию — предложите начать платить налоги, говорите о том, что заработок водителя с каждым годом снижается? Начните убирать с рынка нелегальных игроков!

Сергей Волков

Московский Профсоюз Таксистов