Танк названный в честь народного комиссара (по сегодняшнему - министра) обороны Климента Ворошилова спроектировали слушатели Военной академии моторизации и механизации РККА в октябре 1938 года в СКБ-2 Кировского завода в рамках работы по теме диплома разработать эскизный проект машины с одной башней, но в рамках тактико-технических требований к танку СМК (Сергей Миронович Киров).
Конечно им помогали квалифицированные специалисты конструкторского бюро Кировского завода. Используя наработки диплома группа инженеров Кировского завода завершила свой проект в течение месяца.
Танк создавался по правительственному заданию.
В августе 1938 года Комитет Обороны при СНК СССР принял постановление «О системе танкового вооружения». В этом документе содержалось требование менее чем за год — к июлю 1939 года — разработать новые образцы танков, у которых вооружение, броня, скорость и проходимость развивались бы комплексно и полностью отвечали условиям будущей войны. К созданию тяжёлых танков были подключены ленинградские заводы — Кировский и № 185 им. С. М. Кирова. На первом разрабатывался танк СМК, на втором — Т-100 (см. «Бронеколлекцию» № 1 за 2002 г.).
Конкурент КВ танк СМК был двухбашенным. Сразу проигрывал КВ в длине и весе, две башни требовали больше длины танка и металла.
Оба образца плюс Т-100 отправили воевать на финский фронт, там КВ показал себя хорошо, 43 снаряда не пробили его броню, только один смог повредить пушку.
Пройдя для опытного танка всего 550 км в декабре 1939 г. танк принимается на вооружение.
По опыту финской войны военные затребовали усилить вооружение КВ, оснастить его не 76-мм пушкой Л-11, а 152-мм гаубицей М-10 для борьбы с финскими дотами. Спешно сконструировали новую большую башню МТ (позже ее уменьшили) установив его на погон старой башни. Новый танк получит наименование КВ-2.
Кировскому заводу даётся задание выпустить в 1940 г. - 50 штук, потом 230 КВ и КВ-2.
У новых танков постоянно появлялись проблемы с трансмиссией, поворотный механизм башни ее не мог повернуть при движении по склонам, количество этих и других недоработок конструкции вызвало возмущение представителя военной приемки, который написал письмо наркому госконтроля Мехлису, в котором указал, что танк КВ имеет множество недоделок и 1-2 года с конвейера будут идти низкокачественные машины.
Недостатки машины постепенно стали устранять в процессе производства. Хотя и завод, и военпреды подгоняемые планом по сути передавали армии слабобоеспособные танки. План на 1940 г. такими методами выполнили.
В 1941 году план повысили до 1200 машин. В этом году на КВ стали ставить 76-мм пушку Ф-34, вместо 76-мм Л-11.
Усовершенствование КВ так бы и не состоялось к августу в производство должен был встать КВ-3.
Только с началом войны предвоенные проекты начали сворачивать.
Начался усиленный выпуск КВ, КВ-2 снимался с производства.
Новые танки сумели произвести впечатление на немцев, где наступали КВ, они создавали большие неприятности.
К примеру, КВ 2-й танковой дивизии смогли замедлить наступление 3 немецких дивизий. Как и КВ атаковавшие под Гродно немецкие пехотные дивизии.
До весны 1942 г. после появления немецких массовых противотанковых пушек легко поражавших КВ, тяжёлые танки почти всегда создавали проблемы для немцев.