Найти тему

Бороться нельзя воспитывать

Как побороть детскую лень? Как справиться с подростковым нигилизмом? Как победить зависимость от телефона? Как справиться с плохой успеваемостью? Как вести себя с трудным подростком? 

Данные вопросы стали очень популярны в последнее время. Куча семинаров, вебинаров, лекций, обучающих курсов притягивают к себе яркой провокационной тематикой о том, «как выиграть войну на педагогическом попроще».

Возникает ощущение, что мы — родители, педагоги, психологи, учителя — вышли на тропу войны. Всю внутреннюю энергию, весь свой энтузиазм мы направляем против(!) детей, подростков, школьников. Нет, скажете вы! «Мы все лишь стараемся ради их же блага». Тогда почему мы используем отнюдь не благородные методы? «Мы заботимся об их будущем». А что мы действительно знаем о нем, о будущем? «Мы знаем как жить и готовим их к жизни». Разве их жизнь уже не началась? 

Мы боремся. Мы воюем. Мы справляемся. Мы наставляем. Мы критикуем во благо. Мы ругаем. Мы наказываем. Мы на войне. 

Предлагаю на вкус пару примеров:

№1

Однажды я стал свидетелем интересного случая у соседей. Судя по всему, мама и дочь за стеной — благо многие из нас живут в «картонных» панельных домах с возможностью слышать соседей в высоком качестве — готовили домашнее задание. Голос повышался по мере непонимания ребенка. Через пару минут мама уже кричала на «глупую» дочь и жаловалась на ее «тупость», прямым текстом. Мне стало хуже на этапе благородного громогласного русского мата. На ребенка! Матом! Будучи случайным свидетелем, даже я потерял способность здраво и спокойно мыслить. Представьте себе, как себя чувствовала девочка! О каком обучении и развитии можно говорить? Ученые говорят, что кортизол — гормон стресса — мешает обучению. Картина Репина маслом «Нацисты пытают военнопленного», только и всего. 

Любит ли она свою дочь? Без сомнения, как и любая мама безусловно любит свое дитя. Плохая ли она мать? Вряд ли, по крайней мере намерения ее весьма благородные, хочется верить. Благородна и созидательна ли она в своих поступках по отношению к своему ребенку? Я сомневаюсь. Что в итоге? Она научит ребенка быть немилосердной к слабым и маленьким. Она научит ребенка без разбора нецензурно орать на всех и даже на своих близких. Она привит установку, что учеба — невкусная и болезненная деятельность, от которой хочется убежать и спрятаться.

Битва выиграна. Пленный сдался. Но чего ради? Мы жертвуем счастье и спокойствие ребенка, его любовь к знаниям ради одного сделанного домашнего задания… бессознательно!

№2

Частая картина. Родители гуляют с детьми по торговым центрам, улицам с лавками. 

— Мама, можно мороженое?

— НЕТ!

— Нууу, мама…

— Я кому сказала!

И я часто себя спрашиваю, почему «нет»? Вопрос даже не всегда о смысле отказа. Почему так быстро, резко, категорично? Разве это обдуманный ответ? Мы бессознательно закладываем ребенку мысль, что «твои желания не ценны, а значит и ты не ценен, тебя не любят и не принимают твои желания». Довольно утрировано, но таки есть в этом нотки правды. Потом мы получаем кучу людей, которые отчетливо знают, чего хотят другие, всячески угождают другим. А чего же хотят они сами, они не представляют. «Не знаю, чего хочу. Не понял, кем хочу стать». Мороженщиком, балериной, библиотекарем ведь запретили быть.

Битва снова выиграна. Противник сдался. Но чего ради? Мы жертвуем умению ребенка хотеть и право быть счастливым, получая желаемое, ради 50 рублей на мороженое. Разве мы готовим к жизни? Разве мы учим терпению? Разве мы реально пытаемся сберечь здоровье ребенка?

Мы давно перестали понимать суть войны. Мы просто по привычке в ней. По бессознательной привычке, полученной от рода. «Меня так воспитывали: я же стал человеком. С большой буквы». А что это за Человек, который вредит ребенку, пусть не физически, но морально?! Который наказывает, дрессируя как животное, но почему-то ждет очеловечения? По конформистской привычке предрассудков, убеждений, установок, транслируемых социумом. «Не балуй: сядет на шею!»

Виноваты ли мы? Отнюдь не в этом мысль. Я лишь хочу сказать, что мы бессознательно воюем, думая, что это воспитание, обучение, образование. Мы тратим энергию не на воспитание, а против ребенка. Методами войны благородного человека не вырастить. Да и «враги» не дети. Иногда сами плохие привычки. Иногда — системы, пропагандирующие неблагородный, опасный образ жизни. Порой — наше «педагогическое невежество».

Мы кричим и учим лишь кричать и безосновательно злиться на маленьких.

Мы наказываем и учим лишь применять силу к слабым.

Мы матом советуем обучаться и забываем, что сами ведем себя крайне невоспитанно и невежественно.

Мы не позволяем ошибаться в детстве и ждем, что ребенок научится самостоятельно заправлять постель и мыть за собой посуду.

Мы запрещаем телефоны и сами сидим целыми днями, листая чужие статусы в WhatsApp, анекдоты в Instagram, видеоподборки на YouTube, и воспитываем лицемерие.

Мы заставляем делать зарядку, хотя сами ее ни разу не делали. Ну ладно, пару раз делали, но таки!

Предлагаю вопросы для рефлексии:

  • Почему я что-то запрещаю?
  • Где я научился(ась) воспитывать именно так?
  • Эффективен ли тот или иной метод воспитания, развития, обучения, который я использую с точки зрения науки и здравого смысла, а не «диванных экспертов, бабушек, прохожих»?
  • Получаю ли я удовольствие и счастье от взаимодействия с детьми или просто воюю?
  • Как я даю понять своему ребенку, что люблю его/ее?
  • Что именно меня напрягает во взаимоотношениях с ребенком?
  • Какие вопросы о воспитании/обучении у меня всегда были? Искал(а) ли я на них ответ?

Пора менять парадигму. Воспитание не война. Воспитание — созидание. Каждый из нас может поставить свою сознательную(!) «запятую». Можно продолжать быть на войне. Но сознательно!