Найти в Дзене
Классическая ГИТАРА

Antoine Boyer, интервью: как совмещаются джаз и классика

Оглавление

Некоторые из нас обнаруживают свою страсть в молодом возрасте, но относительно немногие ощущают сильную мотивацию действовать в соответствии с ней. Если в возрасте около шести лет эта мотивация не только абсолютно ясна, но и открыты все пути её реализации, это приводит к золотому совпадению событий, которые создают гитариста, подобного 23-летнему Antoine Boyer (b. 1996).

Antoine Boyer, скрин YouTube
Antoine Boyer, скрин YouTube

Он вырос в пригороде Парижа, где его музыкальное образование началось с цыганского джаза, который его родители слушали дома. Когда ему было шесть лет, его отец решил, что хочет научиться играть на цыганской гитаре, и привёл сына на уроки с собой. Они начали одновременно учиться у Mandino Reinhardt. Позже они встретили Francis-Alfred Moerman, с которым записали альбом «L'Univers Insolite de Francis Moerman» в 2009 году, когда Antoine было всего девять лет.

Видео «We will meet again (Bill Evans) - Antoine Boyer»

Невозможно говорить о Boyer, не изумляясь такой смеси молодости и огромных достижений, и это действительно в конечном итоге отвлекает от собственного отличительного стиля гитариста.

Он начал с цыганского джаза, а затем обнаружил страсть к классической музыке, когда поступил в Консерваторию Парижа, учась у Gérard Abiton и других. Его стиль в результате включает в себя то, что он называет «открытым джазом», который сочетает классическую полифонию с яркими мелодиями, как у таких гитаристов, как Pat Metheny и Joe Pass.

Boyer встретился с гитаристом фламенко Samuelito в консерватории, и в 2016 году они объединили свои усилия для «Coincidence», записи, в которой получили взрывное слияние их стили фламенко и цыганского джаза.

В следующем году Boyer выпустил альбом «Caméléon Waltz», в котором представлены джазовые и классические оригиналы, пьеса Domenico Scarlatti и аранжировки поп-стандартов, таких как «Norwegian Wood» и «The Sound of Silence», а также «We Will Meet Again» джазового пианиста Bill Evans. В феврале 2020 года Boyer выпустил свой второй альбом с Samuelito под названием «Sonámbulo».

Как бы вы описали звучание вашего дуэта с Samuelito?

Это комбинация цыганской джазовой гитары и гитары фламенко, но это не цыганский джаз и не фламенко — это просто наша вещь, которую мы делаем вместе.

С Samuelito мы не просто встречаемся, чтобы играть — мы почти всю жизнь проводим вместе, потому что постоянно гастролируем. У нас одни и те же корни в классической музыке, и это делает наш подход очень похожим, даже когда мы играем в разных стилях.

Как бы вы назвали свой основной стиль как соло-гитариста?

Цыганский джаз похож на мой родной язык, но он своеобразно эволюционировал.

Вы любите и джаз, и классику — что в них общего?

В классике и джазе вы всегда должны быть осторожны с каждой нотой, которую играете. Вы должны слушать каждую ноту, которую извлекаете, и делать ее красивой. Независимо от того, появилась ли она импровизированно или была написана, я стараюсь одинаково заботиться о каждой ноте.

Как вы делаете записанную музыку «своей»?

Я думаю, что лучшим подходом является попытка жить в настоящем моменте, даже если вы знаете, что будет дальше — это делает музыку правильной. Когда нет никакого размышления типа «хорошо, теперь я собираюсь сыграть это». В музыке есть только я, и это то, что делает её моей. Я не писал это, но это моя личность, и я играю это. Я думаю, что важно просто играть, чтобы быть свободным.

Как вы придумываете аранжировки для популярных песен?

Во-первых, мне должна понравиться песня [смеётся]. И затем, я должен иметь возможность хорошо сыграть её на гитаре и создать ощущение, столь же мощное, как и в оригинале. Я не могу объяснить это более точно, потому что это сильно отличается для каждой песни.

Технически, я бы сказал, что я люблю делать звучание полифоническим — не только играть мелодию и некоторые аккорды вокруг неё, но вести два или более голоса, которые соединяются вместе. Таким образом, есть мелодия, которую все знают, а я добавляю к ней некоторые другие мелодии, которые имеют свою собственную жизнь.

Что побудило вас играть на электрогитаре, помимо акустики?

Мне всегда нравились электрогитары, пока я изучал классическую музыку — потом я попробовал сыграть и понял, что умею делать фингерстайл, который я не умею делать на гитаре мануш. На цыганской гитаре очень сложно играть пальцами, и если вы хотите получить звук настоящей цыганской гитары, вам нужно по-настоящему погрузиться в медиаторную технику. Итак, я обнаружил, что мне нравится электрогитара, потому что я могу играть на ней как на классической гитаре — со всей полифонией.

Вы учились играть на гитаре параллельно со своим отцом, это необычно...

Он хотел, чтобы я играл музыку с другими людьми, а если ты учишься играть на классическом фортепиано или гитаре, ты часто играешь один перед публикой. Он делал это, когда был молодым, и ему это не нравилось, поэтому он начал играть цыганский джаз, и начал это со мной. Мы обычно слушали цыганский джаз дома, и я думаю, что он просто любил стиль и хотел изучить его.

Мы просто начали вместе в один день с одним и тем же учителем. Оба моих родителя занимались музыкой, когда были маленькими. Мой брат тоже играет, но больше увлекается рисованием, а моя сестра — танцами.

Вы выпустили свой первый альбом, когда вам было 12 лет. Вы ходили в школу тогда?

Да, я был в обычной школе большую часть времени, а когда мне было 15 лет, я пошел в такой тип школы во Франции, где это наполовину школа, а наполовину — музыка. Вместо того, чтобы проводить целый день в школе, вы проводите только утро, а затем днём вы свободны заниматься музыкой. Я не мог сказать, что был хорош в любом предмете, я был просто средним, ничего особенного.

На чем вы сейчас сосредоточены с точки зрения техники?

Моя основная задача сейчас — пытаться импровизировать полифонически. Поэтому я просто стараюсь развивать полифонический язык, в основном в два голоса, что уже сложно.

Я пытаюсь посмотреть на это по-другому, потому что, как гитаристы, мы, как правило, работаем с аккордовыми формами, которые такие «гитарные», но я пытаюсь вести два голоса, каждый из которых имеет свою собственную жизнь. Это не просто какая-то аккордовая форма, которая следует за мелодией, а есть мелодия и есть бас, которые действительно двигаются раздельно.

Кто ваши любимые артисты? Кого вы много слушаете в последнее время или вообще?

Я слушаю так много разных исполнителей, что трудно выделить... Первые имена, которые приходят на ум — это Julian Lage, Yamandu Costa, Sönke Meinen. В последнее время я много слушал фортепиано, особенно произведения композитора Gabriel Fauré.

У вас, кажется, есть способность учиться музыке в ускоренном темпе. Были ли какие-то препятствия для вас в плане обучения технике игры?

Я бы сказал, что всякий раз, когда мне что-то нравится, я просто ищу и нахожу способ сыграть это. Честно говоря, я не думаю, что я действительно быстро что-то изучаю. Опять же, в школе я действительно не был «быстрым», я был просто нормальным.

По материалам статьи (англ.).

Интервью с исполнителями на классической гитаре