#Колонка_преподавателя
Небольшой исторический экскурс в 1923 год.
Некоторые художники отмечают, что, будучи учениками, не всегда соглашались с теми программами, которым следовали их учителя. Почему так? Может быть, дело в том, что учитель не ставил во главу угла объяснение как именно рисовать, а вместо этого требовал, чтобы ученик строго копировал то, что нарисовал сам учитель и чем лучше ученик это делал, тем выше была оценка? Или, как утверждает Иоханнес Итен: «Учитель, занимающийся с учениками только на основе жестких программ и с помощью апробированных методик, больше похож на аптекаря, отпускающего лекарства по рецептам, чем на врача». При этом, художник обращает внимание на воспитывающую силу искусства и способность хорошего учителя выявить в ученике личность. Так как же учить?
Обучение в Баухаузе, помимо всего прочего, строилось по концентрической системе, а не по линейной, привычной нам ещё со школы. 1-2 года занимал вводный курс или форкурс, который был посвящён изучению формы и знакомству с материалами. Последующие 3 года занимали натурные штудии, материаловедение, изучение пространства и композиции. Студенты работали в классах
дерева, металла, текстиля, живописи, стекла, керамики, камня. И, наконец, вершиной всего был инженерно-строительный курс, включающий в себя проектную мастерскую, опытно-экспериментальную мастерскую, стройплощадку, строительство.
Временно, на один семестр, принимали всех желающих заниматься искусством. Преподаватели форкурса ставили перед собой следующие цели:
1. Пробудить творческие силы и вместе с ними художественные способности обучающихся. Сделать так, чтобы личные переживания и особенности восприятия каждого определяли своеобразие их работ. Постепенно студенты должны были избавиться от всех мертвящих условностей и научиться работать самостоятельно.
2. Облегчить студентам выбор их будущей профессии. Здесь особенно должны были помочь занятия с различными материалами и их текстурами. Каждый из студентов должен был определить, какой из материалов больше ему по душе, что именно соответствует его творческому «я» — дерево, металл, стекло, камень, глина или ткань.
3. Познакомить студентов с основами художественной композиции, без чего нельзя стать профессионалом. Законы формы и цвета открывал им мир объективных начал искусства.
Втягиваясь в работу, они постепенно овладевали тем, как научиться в своих произведениях сочетать субъективное и объективное в решении проблем формы и цвета.
После форкурса студенты должны были осваивать в мастерских Баухауза какую-нибудь ремесленную специальность и одновременно готовиться к будущей коллективной работе для современной промышленности.
При этом, творческие способности ставились выше, чем овладение техническими навыками, считалось, что ученики должны сначала почувствовать самоценность того, чем занимаются, уверовать в свои силы и призвание от природы, а уж потом приступать к жёсткой теории.
Продолжение следует.