Найти тему
Логопедюля

Что проверяет логопед у ребенка 5 лет

В этом возрасте ребенок уже должен многое уметь. Речь ребенка должна быть правильной, без ошибок. Многие дети знают буквы и цифры, умеют читать по слогам, а некоторых родители уже водят на уроки английского.

Какие задания дает логопед ребенку 5 лет?

1. Произношение звуков. В 5 лет у ребенка должны быть все звуки, но могут отсутствовать Р и Рь.

2. Слоговая структура слова. Ребенок должен без проблем говорить все сложные слова, не «упрощая» их. Многие дети с нарушением слоговой структуры слова переставляют слоги местами или вовсе пропускают слог. Звучит это примерно так: икаватал —> экскаватор, Демьян —> Демян, земляника —> зелиника.

3. Фонематический слух. Логопед просит повторить несколько слогов: та-да, ка-га, та - да - та, га - ка - ка. Еще может поиграть в «Поймай звук»: ребенок должен хлопать на заданный звук. Если ребенок ошибается, фонематический слух еще не сформирован.

4. Фонематический анализ и синтез. Ребенок должен определить, с какого звука начинается и заканчивается слово (Аня — первый звук А, мак — последний звук К). Игра «Собери слово»: логопед говорит слово по звукам М У Х А, а ребенок должен угадать, что это за слово (главное! именно по звукам, мы не говорим МЭ на звук М!).

5. Четвертый лишний. Например, корова, коза, собака и волк. Волк — лишнее слово, потому что это дикое животное, а остальные — домашние животные. Также даются задания на лишний предмет по цвету, форме.

6. Сюжетные картинки. Ребенок должен самостоятельно выкладывать последовательность из 3-4 картинок и рассказывать, что произошло.

7. Пространственные представления и предлоги. Ребенок должен знать значение всех предлогов, понимать, где верх, низ, право, лево, над, под, перед, около.

8. Грамматика. В 5 лет в речи ребенка не должно быть ошибок. Что я проверяю:

  • образование относительных прилагательных: стол из дерева — какой стол? — деревянный
  • образование притяжательных прилагательных: чей хвост? — лисий хвост
  • согласование существительных и числительных: одно ухо, два уха, пять ушей
  • употребление падежей: это дом, нет чего? — домов и т. д.

9. Счет до 10 и обратно.

Благодаря обследованию и учету этих пунктов можно понять, сформирована ли речь ребенка по возрасту.