Найти в Дзене
Dial Studio

ПОЧЕМУ ВАШ САЙТ НЕ В ТОПЕ?

Оглавление

SEO-аудит под ключ: учимся проводить пошагово

Процесс поисковой оптимизации никогда не заканчивается. Кажется, только вы добились того, что ресурс отвечает требованиям поисковых систем, но… Что-то происходит: вводятся новые товары и категории, меняются алгоритмы поисковиков, и можно начинать сначала. Но даже это занимает меньше времени, чем работа со страницами, которых оптимизация никогда не касалась.

В продвижении существуют строгие правила, если их придерживаться и не допускать технических ошибок, то явный результат не заставит себя ждать. Если же его не видно, то рекомендуется прибегнуть к аудиту сайта, и конкретно – к SEO-аудиту.

Если у вас небольшой и простой проект, вы сможете провести пошаговый Seo-аудит самостоятельно, руководствуясь статьей. Есть вопросы или проект крупный? Тогда ждем вашего звонка!

-2

Как понять, что сайт качественный?

Для начала нужно незамутненным взором по пунктам беспристрастно оценить свое детище. Это можно сделать, опираясь на ряд параметров, которые направлены на удобство и интерес людей, переходящих на сайт.

  • Техническая оптимизация – фундамент всего проекта, от нее зависит ранжирование и общая работа сайта. Технические ошибки негативно сказываются в поисковой оптимизации.
  • Качественный контент. Если техническую сторону можно считать скелетом сайта, то контент – это мышцы, без которых скелет просто развалится. Поисковики значительно поумнели, и легко отделяют “мух” от “котлет” – то есть бессмысленный набор сеошных ключей от по-настоящему полезного и интересного контента. Это учитывается при ранжировании в выдаче. Уникальный контент, который интересно читать, с ненавязчивыми перелинковками заставит посетителя дольше задержаться на ресурсе, “погулять” по ссылкам, за счет чего улучшатся поведенческие факторы.
  • Релевантность запросам. Попав на страницу вашего сайта, пользователь должен получить ответ на свой вопрос.
-3

Если же запрос один, а страница совсем про другое, то человек быстро закроет ее, чем повысит процент отказов. Все это негативно отражается на продвижении.

  • Эргономика и удобство сайта. Речь идет в первую очередь о его структуре. Меню, форум, вся важная информация должна располагаться вверху страницы. Люди устроены так, что начинают читать информацию сверху вниз и слева направо, то есть верхний левый угол – самое заметное место. Единый стиль страниц, приятный глазу дизайн и сочетания цветов – все это дает дополнительные очки сайту и повышает вероятность того, что пользователь задержится на нем. Если у вас царят вырвиглазные цвета, мелкий нечитаемый шрифт, а любую кнопку приходится подолгу искать – скорее всего, человек быстро сдастся и до контента дело не дойдет.
  • Кроссбраузерность – очень важная штука. Ваш сайт должен одинаково хорошо выглядеть и быстро загружаться в любом браузере, на мониторе любой диагонали. Для планшетов и смартфонов в идеале иметь мобильную адаптацию платформы.
  • Mobile First. На 2019 год в России доля пользователей интернета с мобильных устройств достигла 61%, а 35% из них относятся к категории “mobile only”, то есть пользуются исключительно мобильным интернетом. В первую очередь дизайн прописывается для мобильных устройств, а потом для всего остального по мере увеличения экрана. Mobile First - это оптимизация, которая предъявляет ряд требований к сайтам, чтобы сделать пребывание пользователя комфортным:
  • В первую очередь человек должен видеть самое главное.
  • Вся дополнительная информация, соответственно, должна быть скрыта и подгружаться только по требованию пользователя.
  • Сайт должен быть оптимизированным и быстро загружаться, учитывая то, что скорость мобильных устройств не всегда стабильна и высока.
  • Авторитетность или трастовость сайта – чем она выше, тем выше доверие поисковика к ресурсу. Тем проще странице оказаться вверху поисковой выдачи даже по высококонкурентым запросам. На авторитетность влияют разные показатели:
  • возраст домена – чем больше, тем лучше;
-4

  • уникальный контент – поисковики (а тем более, люди) не любят копии;
  • количество ссылок с авторитетных ресурсов;
  • наличие исходящих ссылок с сайта на некачественные площадки;
  • частота обновления и появления свежего контента – наполнить сайт единожды недостаточно;
  • посещаемость и некоторые другие.
  • Если все пункты выполнены, и у вас действительно удобный, красивый, технически правильный сайт с оригинальным релевантным контентом – можно смело приступать к SEO анализу.

Шаг 1. Пошаговый SEO-аудит сайта

Чтобы получить аналитику поиска, первым делом добавьте сайт в панели вебмастеров. Они будут разные для разных поисковиков, остановимся на актуальных для России: Google с “Google Search Console” и Яндекс с “Яндекс.Вебмастер”. Для чего нужны эти инструменты? Они помогают оценить ваш сайт с точки зрения поисковой системы. Вы получите отчеты, в которых будут выведены технические ошибки, количество и качество проиндексированных страниц и другие данные.

Яндекс.Вебмастер

Он дает основную информацию о сайте: ошибки (в том числе возможные), клики по запросам в поисковике и ИКС – динамику изменений индекса качества. Самая полезная вкладка инструмента – Индексирование. В ней вы получаете полноценную аналитику: какие страницы пришлись поисковику “по вкусу” и были добавлены к индексации, а какие он удалил из-за низкого качества. Причем любая запись об индексации сопровождается описанием, что помогает найти ошибки 404, дубли, и некачественные страницы. Что еще нужно проверить?

  • Нужно убедиться, что индексируются все основные страницы. В этом поможет информация поисковой системы о структуре сайта.
  • Получив данные о внутренних и внешних ссылках, а также динамику изменения их массы, можно контролировать, чтобы график плавно рос. Резкие скачки низкокачественных ссылок несут негативное влияние.
  • Чтобы эффективно продвигать ресурс в своем регионе, убедитесь, что у сайта указана региональность.

-5

Google Search Console

Инструмент Google очень похож по функционалу и выполняемым операциям на Яндекс.Вебмастер, но ориентирован, естественно, на родной поисковик. Интересная особенность Google Search Console – возможность посмотреть на свой ресурс глазами поисковика, с ее помощью выявляются различные проблемы индексации.

Шаг 2. Технический аудит и устранение ошибок

Самое простое и эффективное, что можно сделать для продвижения – выявить и устранить технические ошибки. Много времени технический аудит тоже не займет. Есть список типичных ошибок, которые нужно исправлять в первую очередь.

Проверка настройки зеркал

-6

Основной домен должен быть склеен со всеми редиректами и зеркалами, доступными по разным адресам, так как в противном случае поисковик может посчитать его дублем и поместить в дополнительные результаты поиска. Несмотря на то, что сайт, по сути, один, поисковая система будет воспринимать разные URL-адреса (http:// и https://, с www. и без) как разные страницы. Когда все склеено, пользователь перенаправляется на основной домен.

Проверка robots.txt

Из предыдущего пункта плавно вытекает этот. Убедиться в корректности можно с помощью Яндекс.Вебмастера – в нем есть специальный инструмент “Анализ robots.txt”. Если страницы с параметрами, технические и прочие доступны для индексации, то от их нужно от нее закрыть. Иначе велика вероятность, что поисковая машина сочтет их дублями.

Проверка sitemap.xml

Чтобы проверить наличие всех важных страниц в списке, достаточно просто набрать в браузере “имясайта/sitemap.xml”, после чего вам становятся доступны блоки сайтмапа. Их нужно все просмотреть и при необходимости откорректировать. Если сайтмап устарел – его нужно обновить.

Ошибка 404 – страница не найдена

-7

Исправление ошибки 404 – еще один суперспособ поднять позиции сайта в поиске. Для этого используется краулер ComparseR (или любой другой). После прогона ресурса через краулер, можно удалить или заменить нерабочие ссылки. В качестве бонуса – ComparseR детектирует не только страницы с 404 ошибкой, но и шлаковые страницы, которые могут попасть в выдачу, хотя и скрыты в robots.txt. Кроме этого он анализирует данные о мета-тегах и внешних ссылках, скорость загрузки страницы, ее размер и другие полезные данные.

Скорость загрузки сайта

Кроме ComparseR’а есть и другие способы проверки. Информацию о скорости можно взять в Яндекс.Метрике (там есть отчет “Время загрузки сайта”). Люди не будут долго ждать, пока откроется страница, поэтому предельно допустимый показатель равен 6 секундам. Еще лучше, если загрузка укладывается в 3 секунды. Оценивается и сам сайт, и каждую страницу по отдельности. Если загрузка слишком долгая – нужно искать причину более глубоко.

Индексация страниц поисковиками

Для этого необходимо сравнить, сколько страниц индексируется в Яндекс и Google – эта информация есть в панели обоих вебмастеров. Насторожиться нужно, если разница между показателями двух поисковых машин составляет 20% и более – это значит, что один из поисковиков индексирует дубликаты и технические страницы.

Шаг 3. Текстовый аудит

После того, как техническая часть проекта приведена в порядок, можно приступать к аудиту текстовой. Мета-теги, уникальный контент не менее важны, от них зависит релевантность страницы и ее продвижение в целом.

Мета-теги

Для анализа недостающих и повторяющихся мета-тегов на помощь снова приходит краулер. Прогоняем через него сайт и готово! Можно заполнять отсутствующие и делать уникальными дубли. Не забудьте проверить ключи и их частотность.

Оптимизация текстов

Тексты проверяются по нескольким параметрам. В первую очередь нужно убедиться в уникальности. Для этого есть множество сервисов – text.ru, advego.ru, etxt.ru, content-watch.ru и другие. Уникальным считается контент с показателем оригинальности свыше 90%. Не забудьте исключить из проверки ваш собственный сайт!

-8

После этого проверьте текст на другие важные показатели: водность, заспамленность, орфографию, стилистику, повторы. Для этого можно использовать сервисы text.ru, advego.com, а https://turgenev.ashmanov.com/ даже показывает общий риск попадания текста под фильтр Яндекса Баден-Баден. Он используется для нечитабельных статей и описаний, которые составлены под роботов.

Пробегитесь сами глазами по написанному. Легко ли оно читается? Сделайте текст приятным для восприятия:

  • Выделите заголовки разных уровней;
  • Разбейте статьи на абзацы;
  • Не забудьте про списки – структурированная информация легче для восприятия;

А самое главное – текст должен решать проблему читателя, отвечать на запрос, по которому тот пришел.

Ссылочная масса ресурса

Проверить ссылочную массу можно на сайте https://ru.megaindex.com/backlinks. Там вы сможете оценить показатель на своем сайте и на сайтах-конкурентах. Должен соблюдаться примерный баланс, а если результаты прилично разнятся, нужно увеличивать ссылочную массу.

Фильтры поисковых систем

-9

Есть три основных способа проверить, не находится ли сайт под фильтром:

  • О санкциях могут сообщать панели Вебмастеров. Для Яндекса нужно проверить раздел “Диагностика сайта” на ошибку проблемы безопасности. Для Google найдите в Поисковом трафике пункт “Меры, принятые вручную”.
  • Проверка по поиску брендового запроса. Если вы вводите в поисковую строку “вашсайт.ru”, но не находите его на верхних позициях – значит он под фильтрами.
  • Косвенно диагностировать санкции можно при помощи ИКС и трафика. Если индекс качества сайта в Сводке Яндекс.Вебмастер равен 0 – проблема в фильтрах. Проанализируйте входящий трафик через Яндекс.Метрику или Google Analytics. Если вы наблюдаете резкий провал, то скорее всего он произошел из-за того, что сайт исчез из верхних позиций в выдаче. Это могло случиться, когда сайт попал под фильтры.

Коммерческие факторы

Это актуально для коммерческих продающих сайтов, которые требуют от посетителя конкретных действий – покупки, заказа, оплаты и т.л. Они тоже идут в зачет при ранжировании в выдаче. Вот минимально необходимый список таких факторов:

  • стоимость товаров и услуг;
  • их описание;
  • информация о компании и контакты;
  • способы оплаты, доставки, гарантии;
  • удобная навигация;
  • известность бренда;
  • разнообразие ассортимента и другие.

Адаптация под смартфоны

-10

Смартфоны и мобильные устройства сейчас есть практически у каждого, и часто люди пользуются поиском именно с них. Поэтому не учитывать это – недальновидно. А Google еще с 2015 года дает преимущество в ранжировании тем ресурсам, которые адаптированы под смартфоны. Страница https://search.google.com/test/mobile-friendly выявит недоработки и ошибки в оптимизации сайта под мобильные устройства.

Как адаптировать сайт под мобильные устройства? Есть три способа, и выбор одного из них зависит от формата сайта:

  • Адаптивная верстка. Такой вариант подходит больше для небольших лендингов, одностраничников, сайтов-визиток, небольших интернет-магазинов с несложным дизайном. Реализовать его можно несколькими методами, в результате которых получится сайт, удобный для просмотра с любых устройств, но при этом не потерявший своей узнаваемости. Пользователю будет в первую очередь выводиться главная информация, а остальное - отображаться в более компактном виде или вообще скрыто. Плюс адаптивного дизайна в том, что его можно быстро реализовать, а минус - в том, что десктопные скрипты, которые не используются в мобильной версии, будут все равно подгружаться и тормозить скорость загрузки.
  • Отдельный мобильный шаблон на основном домене. Это универсальный вариант, подходящий для большинства интернет-ресурсов. Разве что, для сайта-визитки он будет излишеством. Для этого варианта потребуются базовые навыки Front-end’а, чтобы написать скрипт для вывода шаблона. Но! Если ваш сайт на конструкторе, например, на WordPress, то все намного проще - можно просто установить плагины для адаптации сайтов под мобильные устройства. Помимо возможности настройки они имеют интересные фишки, такие как разные темы, сбор статистики по пользователям, добавление логотипа и т.п. Если для вашей CMS есть возможность установки плагинов, то сделать мобильную адаптацию будет даже быстрее и проще, чем адаптивный дизайн. Есть и минус - плагины не лишены багов, например, версия может не определять мобильное устройство, или скорость загрузки может быть даже ниже, чем у полной версии. При написании скрипта усилий будет затрачено немного больше, но зато сайт гарантированно станет легче.
  • Мобильная версия на отдельном поддомене. Такой трудоемкий вариант обычно реализуется для соцсетей, больших интернет-магазинов с огромным количеством позиций, крупных интернет-порталов и т.п. Для этого создается шаблон на поддомене со своим движком и той же базой данных, что и на основном сайте. Пишется скрипт, определяющий с какого устройства пользователь заходит, и перенаправляющий его при необходимости на мобильную версию. Благодаря этому ее скорость получается существенно выше, но такой вариант - самый трудоемкий среди всех.

Поведенческие факторы

Первоначальные методы ранжирования без учета поведенческих факторов были слишком податливы для манипулирования выдачей. Поэтому, ради ее качества Google начал использовать внешние и внутренние поведенческие факторы - действия людей на сайте и на странице выдачи относительно сайта. К ним относятся:

  • Количество переходов или кликабельность. Большую роль в увеличении этого показателя играет релевантность запроса и привлекательность title и description.
  • Удовлетворенность поисковой потребности. Если страница соответствует запросу, содержит качественный текст, а сам сайт удобный и понятный - он скорее удовлетворит запрос пользователя, и тот не станет переходить на другие сайты.
  • Посещаемость сайта. Общий показатель, который выводит пользователей, перешедших на сайт, время, которое они там провели и сколько страниц посмотрели.
  • Время, проведенное на сайте (фактор длины клика). Чем дольше пользователь на нем находится - тем интереснее контент и наоборот. Поднять время можно разными интересными фишками - видео, интерактивные калькуляторы, модуляторы, визуализаторы. Помимо удержания человека, такие “добавки” положительно влияют и на юзабилити.
  • Отказы - показывают, какое количество пользователей не стали переходить дальше по сайту. Снизить показатель можно качественным релевантным контентом, перелинковками
  • Взаимодействие с соцсетями. Чем больше пользователи репостят контент, тем выше его ценность и польза.
  • Глубина просмотра. Чем больше страниц ресурса посмотрит пользователь за одну и ту же сессию, тем интереснее сайт, и поисковик это учитывает.
  • Глубина скролла страницы. Если человек покидает ресурс слишком быстро, то этот показатель поможет проанализировать в каком месте пользователь закрыл страницу, и скорректировать недостатки.

И вот вы провели SEO-аудит, исправили все ошибки и вздохнули с облегчением?

Но не забудьте, что проводить поисковую оптимизацию нужно постоянно, иначе со временем сайт “уползет” с первых страниц поисковика, уступив место конкурентам. Постоянно выходят новые тренды, появляются новые фишки, и если отслеживать и контролировать все это самому - времени на ваш основной бизнес может просто не хватить. Поэтому лучше оставайтесь профессионалом в своей сфере, а эту “боль” в виде аудита и продвижения сайтов доверьте профессионалам Dial!

Источник: https://dialweb.ru/blog/pochemu-vash-sayt-ne-v-tope/