SEO-аудит под ключ: учимся проводить пошагово
Процесс поисковой оптимизации никогда не заканчивается. Кажется, только вы добились того, что ресурс отвечает требованиям поисковых систем, но… Что-то происходит: вводятся новые товары и категории, меняются алгоритмы поисковиков, и можно начинать сначала. Но даже это занимает меньше времени, чем работа со страницами, которых оптимизация никогда не касалась.
В продвижении существуют строгие правила, если их придерживаться и не допускать технических ошибок, то явный результат не заставит себя ждать. Если же его не видно, то рекомендуется прибегнуть к аудиту сайта, и конкретно – к SEO-аудиту.
Если у вас небольшой и простой проект, вы сможете провести пошаговый Seo-аудит самостоятельно, руководствуясь статьей. Есть вопросы или проект крупный? Тогда ждем вашего звонка!
Как понять, что сайт качественный?
Для начала нужно незамутненным взором по пунктам беспристрастно оценить свое детище. Это можно сделать, опираясь на ряд параметров, которые направлены на удобство и интерес людей, переходящих на сайт.
- Техническая оптимизация – фундамент всего проекта, от нее зависит ранжирование и общая работа сайта. Технические ошибки негативно сказываются в поисковой оптимизации.
- Качественный контент. Если техническую сторону можно считать скелетом сайта, то контент – это мышцы, без которых скелет просто развалится. Поисковики значительно поумнели, и легко отделяют “мух” от “котлет” – то есть бессмысленный набор сеошных ключей от по-настоящему полезного и интересного контента. Это учитывается при ранжировании в выдаче. Уникальный контент, который интересно читать, с ненавязчивыми перелинковками заставит посетителя дольше задержаться на ресурсе, “погулять” по ссылкам, за счет чего улучшатся поведенческие факторы.
- Релевантность запросам. Попав на страницу вашего сайта, пользователь должен получить ответ на свой вопрос.
Если же запрос один, а страница совсем про другое, то человек быстро закроет ее, чем повысит процент отказов. Все это негативно отражается на продвижении.
- Эргономика и удобство сайта. Речь идет в первую очередь о его структуре. Меню, форум, вся важная информация должна располагаться вверху страницы. Люди устроены так, что начинают читать информацию сверху вниз и слева направо, то есть верхний левый угол – самое заметное место. Единый стиль страниц, приятный глазу дизайн и сочетания цветов – все это дает дополнительные очки сайту и повышает вероятность того, что пользователь задержится на нем. Если у вас царят вырвиглазные цвета, мелкий нечитаемый шрифт, а любую кнопку приходится подолгу искать – скорее всего, человек быстро сдастся и до контента дело не дойдет.
- Кроссбраузерность – очень важная штука. Ваш сайт должен одинаково хорошо выглядеть и быстро загружаться в любом браузере, на мониторе любой диагонали. Для планшетов и смартфонов в идеале иметь мобильную адаптацию платформы.
- Mobile First. На 2019 год в России доля пользователей интернета с мобильных устройств достигла 61%, а 35% из них относятся к категории “mobile only”, то есть пользуются исключительно мобильным интернетом. В первую очередь дизайн прописывается для мобильных устройств, а потом для всего остального по мере увеличения экрана. Mobile First - это оптимизация, которая предъявляет ряд требований к сайтам, чтобы сделать пребывание пользователя комфортным:
- В первую очередь человек должен видеть самое главное.
- Вся дополнительная информация, соответственно, должна быть скрыта и подгружаться только по требованию пользователя.
- Сайт должен быть оптимизированным и быстро загружаться, учитывая то, что скорость мобильных устройств не всегда стабильна и высока.
- Авторитетность или трастовость сайта – чем она выше, тем выше доверие поисковика к ресурсу. Тем проще странице оказаться вверху поисковой выдачи даже по высококонкурентым запросам. На авторитетность влияют разные показатели:
- возраст домена – чем больше, тем лучше;
- уникальный контент – поисковики (а тем более, люди) не любят копии;
- количество ссылок с авторитетных ресурсов;
- наличие исходящих ссылок с сайта на некачественные площадки;
- частота обновления и появления свежего контента – наполнить сайт единожды недостаточно;
- посещаемость и некоторые другие.
- Если все пункты выполнены, и у вас действительно удобный, красивый, технически правильный сайт с оригинальным релевантным контентом – можно смело приступать к SEO анализу.
Шаг 1. Пошаговый SEO-аудит сайта
Чтобы получить аналитику поиска, первым делом добавьте сайт в панели вебмастеров. Они будут разные для разных поисковиков, остановимся на актуальных для России: Google с “Google Search Console” и Яндекс с “Яндекс.Вебмастер”. Для чего нужны эти инструменты? Они помогают оценить ваш сайт с точки зрения поисковой системы. Вы получите отчеты, в которых будут выведены технические ошибки, количество и качество проиндексированных страниц и другие данные.
Яндекс.Вебмастер
Он дает основную информацию о сайте: ошибки (в том числе возможные), клики по запросам в поисковике и ИКС – динамику изменений индекса качества. Самая полезная вкладка инструмента – Индексирование. В ней вы получаете полноценную аналитику: какие страницы пришлись поисковику “по вкусу” и были добавлены к индексации, а какие он удалил из-за низкого качества. Причем любая запись об индексации сопровождается описанием, что помогает найти ошибки 404, дубли, и некачественные страницы. Что еще нужно проверить?
- Нужно убедиться, что индексируются все основные страницы. В этом поможет информация поисковой системы о структуре сайта.
- Получив данные о внутренних и внешних ссылках, а также динамику изменения их массы, можно контролировать, чтобы график плавно рос. Резкие скачки низкокачественных ссылок несут негативное влияние.
- Чтобы эффективно продвигать ресурс в своем регионе, убедитесь, что у сайта указана региональность.
Google Search Console
Инструмент Google очень похож по функционалу и выполняемым операциям на Яндекс.Вебмастер, но ориентирован, естественно, на родной поисковик. Интересная особенность Google Search Console – возможность посмотреть на свой ресурс глазами поисковика, с ее помощью выявляются различные проблемы индексации.
Шаг 2. Технический аудит и устранение ошибок
Самое простое и эффективное, что можно сделать для продвижения – выявить и устранить технические ошибки. Много времени технический аудит тоже не займет. Есть список типичных ошибок, которые нужно исправлять в первую очередь.
Проверка настройки зеркал
Основной домен должен быть склеен со всеми редиректами и зеркалами, доступными по разным адресам, так как в противном случае поисковик может посчитать его дублем и поместить в дополнительные результаты поиска. Несмотря на то, что сайт, по сути, один, поисковая система будет воспринимать разные URL-адреса (http:// и https://, с www. и без) как разные страницы. Когда все склеено, пользователь перенаправляется на основной домен.
Проверка robots.txt
Из предыдущего пункта плавно вытекает этот. Убедиться в корректности можно с помощью Яндекс.Вебмастера – в нем есть специальный инструмент “Анализ robots.txt”. Если страницы с параметрами, технические и прочие доступны для индексации, то от их нужно от нее закрыть. Иначе велика вероятность, что поисковая машина сочтет их дублями.
Проверка sitemap.xml
Чтобы проверить наличие всех важных страниц в списке, достаточно просто набрать в браузере “имясайта/sitemap.xml”, после чего вам становятся доступны блоки сайтмапа. Их нужно все просмотреть и при необходимости откорректировать. Если сайтмап устарел – его нужно обновить.
Ошибка 404 – страница не найдена
Исправление ошибки 404 – еще один суперспособ поднять позиции сайта в поиске. Для этого используется краулер ComparseR (или любой другой). После прогона ресурса через краулер, можно удалить или заменить нерабочие ссылки. В качестве бонуса – ComparseR детектирует не только страницы с 404 ошибкой, но и шлаковые страницы, которые могут попасть в выдачу, хотя и скрыты в robots.txt. Кроме этого он анализирует данные о мета-тегах и внешних ссылках, скорость загрузки страницы, ее размер и другие полезные данные.
Скорость загрузки сайта
Кроме ComparseR’а есть и другие способы проверки. Информацию о скорости можно взять в Яндекс.Метрике (там есть отчет “Время загрузки сайта”). Люди не будут долго ждать, пока откроется страница, поэтому предельно допустимый показатель равен 6 секундам. Еще лучше, если загрузка укладывается в 3 секунды. Оценивается и сам сайт, и каждую страницу по отдельности. Если загрузка слишком долгая – нужно искать причину более глубоко.
Индексация страниц поисковиками
Для этого необходимо сравнить, сколько страниц индексируется в Яндекс и Google – эта информация есть в панели обоих вебмастеров. Насторожиться нужно, если разница между показателями двух поисковых машин составляет 20% и более – это значит, что один из поисковиков индексирует дубликаты и технические страницы.
Шаг 3. Текстовый аудит
После того, как техническая часть проекта приведена в порядок, можно приступать к аудиту текстовой. Мета-теги, уникальный контент не менее важны, от них зависит релевантность страницы и ее продвижение в целом.
Мета-теги
Для анализа недостающих и повторяющихся мета-тегов на помощь снова приходит краулер. Прогоняем через него сайт и готово! Можно заполнять отсутствующие и делать уникальными дубли. Не забудьте проверить ключи и их частотность.
Оптимизация текстов
Тексты проверяются по нескольким параметрам. В первую очередь нужно убедиться в уникальности. Для этого есть множество сервисов – text.ru, advego.ru, etxt.ru, content-watch.ru и другие. Уникальным считается контент с показателем оригинальности свыше 90%. Не забудьте исключить из проверки ваш собственный сайт!
После этого проверьте текст на другие важные показатели: водность, заспамленность, орфографию, стилистику, повторы. Для этого можно использовать сервисы text.ru, advego.com, а https://turgenev.ashmanov.com/ даже показывает общий риск попадания текста под фильтр Яндекса Баден-Баден. Он используется для нечитабельных статей и описаний, которые составлены под роботов.
Пробегитесь сами глазами по написанному. Легко ли оно читается? Сделайте текст приятным для восприятия:
- Выделите заголовки разных уровней;
- Разбейте статьи на абзацы;
- Не забудьте про списки – структурированная информация легче для восприятия;
А самое главное – текст должен решать проблему читателя, отвечать на запрос, по которому тот пришел.
Ссылочная масса ресурса
Проверить ссылочную массу можно на сайте https://ru.megaindex.com/backlinks. Там вы сможете оценить показатель на своем сайте и на сайтах-конкурентах. Должен соблюдаться примерный баланс, а если результаты прилично разнятся, нужно увеличивать ссылочную массу.
Фильтры поисковых систем
Есть три основных способа проверить, не находится ли сайт под фильтром:
- О санкциях могут сообщать панели Вебмастеров. Для Яндекса нужно проверить раздел “Диагностика сайта” на ошибку проблемы безопасности. Для Google найдите в Поисковом трафике пункт “Меры, принятые вручную”.
- Проверка по поиску брендового запроса. Если вы вводите в поисковую строку “вашсайт.ru”, но не находите его на верхних позициях – значит он под фильтрами.
- Косвенно диагностировать санкции можно при помощи ИКС и трафика. Если индекс качества сайта в Сводке Яндекс.Вебмастер равен 0 – проблема в фильтрах. Проанализируйте входящий трафик через Яндекс.Метрику или Google Analytics. Если вы наблюдаете резкий провал, то скорее всего он произошел из-за того, что сайт исчез из верхних позиций в выдаче. Это могло случиться, когда сайт попал под фильтры.
Коммерческие факторы
Это актуально для коммерческих продающих сайтов, которые требуют от посетителя конкретных действий – покупки, заказа, оплаты и т.л. Они тоже идут в зачет при ранжировании в выдаче. Вот минимально необходимый список таких факторов:
- стоимость товаров и услуг;
- их описание;
- информация о компании и контакты;
- способы оплаты, доставки, гарантии;
- удобная навигация;
- известность бренда;
- разнообразие ассортимента и другие.
Адаптация под смартфоны
Смартфоны и мобильные устройства сейчас есть практически у каждого, и часто люди пользуются поиском именно с них. Поэтому не учитывать это – недальновидно. А Google еще с 2015 года дает преимущество в ранжировании тем ресурсам, которые адаптированы под смартфоны. Страница https://search.google.com/test/mobile-friendly выявит недоработки и ошибки в оптимизации сайта под мобильные устройства.
Как адаптировать сайт под мобильные устройства? Есть три способа, и выбор одного из них зависит от формата сайта:
- Адаптивная верстка. Такой вариант подходит больше для небольших лендингов, одностраничников, сайтов-визиток, небольших интернет-магазинов с несложным дизайном. Реализовать его можно несколькими методами, в результате которых получится сайт, удобный для просмотра с любых устройств, но при этом не потерявший своей узнаваемости. Пользователю будет в первую очередь выводиться главная информация, а остальное - отображаться в более компактном виде или вообще скрыто. Плюс адаптивного дизайна в том, что его можно быстро реализовать, а минус - в том, что десктопные скрипты, которые не используются в мобильной версии, будут все равно подгружаться и тормозить скорость загрузки.
- Отдельный мобильный шаблон на основном домене. Это универсальный вариант, подходящий для большинства интернет-ресурсов. Разве что, для сайта-визитки он будет излишеством. Для этого варианта потребуются базовые навыки Front-end’а, чтобы написать скрипт для вывода шаблона. Но! Если ваш сайт на конструкторе, например, на WordPress, то все намного проще - можно просто установить плагины для адаптации сайтов под мобильные устройства. Помимо возможности настройки они имеют интересные фишки, такие как разные темы, сбор статистики по пользователям, добавление логотипа и т.п. Если для вашей CMS есть возможность установки плагинов, то сделать мобильную адаптацию будет даже быстрее и проще, чем адаптивный дизайн. Есть и минус - плагины не лишены багов, например, версия может не определять мобильное устройство, или скорость загрузки может быть даже ниже, чем у полной версии. При написании скрипта усилий будет затрачено немного больше, но зато сайт гарантированно станет легче.
- Мобильная версия на отдельном поддомене. Такой трудоемкий вариант обычно реализуется для соцсетей, больших интернет-магазинов с огромным количеством позиций, крупных интернет-порталов и т.п. Для этого создается шаблон на поддомене со своим движком и той же базой данных, что и на основном сайте. Пишется скрипт, определяющий с какого устройства пользователь заходит, и перенаправляющий его при необходимости на мобильную версию. Благодаря этому ее скорость получается существенно выше, но такой вариант - самый трудоемкий среди всех.
Поведенческие факторы
Первоначальные методы ранжирования без учета поведенческих факторов были слишком податливы для манипулирования выдачей. Поэтому, ради ее качества Google начал использовать внешние и внутренние поведенческие факторы - действия людей на сайте и на странице выдачи относительно сайта. К ним относятся:
- Количество переходов или кликабельность. Большую роль в увеличении этого показателя играет релевантность запроса и привлекательность title и description.
- Удовлетворенность поисковой потребности. Если страница соответствует запросу, содержит качественный текст, а сам сайт удобный и понятный - он скорее удовлетворит запрос пользователя, и тот не станет переходить на другие сайты.
- Посещаемость сайта. Общий показатель, который выводит пользователей, перешедших на сайт, время, которое они там провели и сколько страниц посмотрели.
- Время, проведенное на сайте (фактор длины клика). Чем дольше пользователь на нем находится - тем интереснее контент и наоборот. Поднять время можно разными интересными фишками - видео, интерактивные калькуляторы, модуляторы, визуализаторы. Помимо удержания человека, такие “добавки” положительно влияют и на юзабилити.
- Отказы - показывают, какое количество пользователей не стали переходить дальше по сайту. Снизить показатель можно качественным релевантным контентом, перелинковками
- Взаимодействие с соцсетями. Чем больше пользователи репостят контент, тем выше его ценность и польза.
- Глубина просмотра. Чем больше страниц ресурса посмотрит пользователь за одну и ту же сессию, тем интереснее сайт, и поисковик это учитывает.
- Глубина скролла страницы. Если человек покидает ресурс слишком быстро, то этот показатель поможет проанализировать в каком месте пользователь закрыл страницу, и скорректировать недостатки.
И вот вы провели SEO-аудит, исправили все ошибки и вздохнули с облегчением?
Но не забудьте, что проводить поисковую оптимизацию нужно постоянно, иначе со временем сайт “уползет” с первых страниц поисковика, уступив место конкурентам. Постоянно выходят новые тренды, появляются новые фишки, и если отслеживать и контролировать все это самому - времени на ваш основной бизнес может просто не хватить. Поэтому лучше оставайтесь профессионалом в своей сфере, а эту “боль” в виде аудита и продвижения сайтов доверьте профессионалам Dial!
Источник: https://dialweb.ru/blog/pochemu-vash-sayt-ne-v-tope/