За последние 10-15 лет многое в жизни россиян изменилось. Так или иначе, но информационное общество постепенно догоняет нас: в большей степени в крупных городах, в меньшей - в небольших и отдаленных от административных центров населенных пунктах. Но в любом случае везде цифровые технологии и интернет стали куда больше влиять на обычного обывателя.
Переходят в формат электронного взаимодействия с гражданами и госорганы. Роструд тоже не остался в стороне.
Далеко не все знают, что несколько лет назад Роструд запустил весьма инновационный и удобный проект под названием онлайнинспекция.рф.
Проект был заявлен как тестовый, но потом стал развиваться и сейчас представляет собой совокупность огромного массива правовой информации, механизм направления официальных обращений в Гострудинспекцию, и также содержит большое количество информационных материалов, шаблонов документов, разъяснений положений трудового законодательства и законодательства в сфере охраны труда. Вся информация представлена в очень эргономичном, удобном формате, логически структурирована и хорошо иллюстрирована.
Ресурс позволяет обратиться в ГИТ с жалобой или получить бесплатную консультацию по вопросам трудовых отношений.
Проект представляет массу возможностей не только работникам. Работодатели с его помощью могут провести аудит локальных актов на соответствие действующему законодательству, "сверить часы" с позицией ГИТ по вопросам регулирования труда.
Сервис предоставляет возможность быстрой навигации по сайту для самых разных категорий пользователей.
Сервис совершенно бесплатный. Единственное что может потребоваться: войти в учетную запись через "Госуслуги", и то это необходимо только при совершении действий, связанных с записью на прием в ГИТ или при подаче в ГИТ жалобы.
На главной странице также опубликована статистика, которая "кликабельна", при переходе по ссылкам можно увидеть детализированные сведения.
На основном экране сайта размещены всевозможные Сервисы портала.
Наиболее важные из них продублированы в жёлтой вкладке меню, которое эргономически более традиционно, а потому понятно поколению, которое жило и работало на более старых версиях программного обеспечения, не приспособленных под "смартфоновое пролистывание":
Разберем наиболее полезные и важные сервисы из этого меню.
1. Дежурный инспектор представляет собой подборку наиболее часто встречающихся на практике типовых ситуаций и вопросов, с которыми сталкиваются работники и представители работодателя (кадровики, юристы, руководители и управленцы компаний) в сфере труда.
2. Памятка. Это по сути путеводитель по основным правам и обязанностям участников трудовых правоотношений.
Памятку для работника и Памятку для работодателя можно скачать целиком (документ более 500 страниц) либо выбрать интересующие области регулирования трудовых правоотношений, собрав свою памятку, и распечатать или сохранить только её.
3. Сервис правовой поддержки граждан предпенсионного возраста представляет собой информацию для правовой поддержки граждан предпенсионного возраста, собранную для них из разных сервисов портала.
4. Трудовой навигатор – это набор инструкций, охватывающий наиболее распространенные проблемные ситуации, в которые может попасть работающий человек или работодатель.
Пользователь выбирает релевантную ситуацию и получает для нее простую пошаговую схему действий.
5. Требования трудового законодательства. Данный сервис предоставляет работодателям и работникам возможность ознакомиться с простым и понятным перечнем базовых требований трудового законодательства, а также увидеть, на основании каких нормативных актов они действуют.
6. Электронный инспектор — это сервис самопроверок для работодателей. С его помощью можно сделать оценку и привести в соответствие с требованиями трудового законодательства существующие отношения на предприятии.
Результатом проверки с использованием этого сервиса является заключение об отсутствии или наличии нарушений в организации по тематике проверяемых трудовых отношений.
Сервис, таким образом, предоставляет возможность устранить выявленные нарушения, а также содержит инструкции к действию, шаблоны и образцы документов.
7. Электронная приемная. Этот сервис предоставляет возможность гражданам записаться на прием в выбранное время в ГИТ в своем регионе. Запись на прием осуществляется в соответствии с графиком приема при наличии свободных интервалов времени для записи.
В Москве, например, на февраль уже все занято, а вот на март пока никто не записан:
Запись на прием открыта на месяц вперед от текущей даты. Для записи нужно сперва авторизоваться в личном кабинете через портал "Госуслуги". А при самой записи нужно выбрать в меню день и время записи в ГИТ, а также указать причину записи: "нарушенные права" (хотите подать жалобу) или "хочу задать вопрос инспектору..." (можно получить разъяснения действующего трудового законодательства, посоветоваться по конкретной ситуации в рамках трудовых отношений).
В случае опоздания записавшегося более, чем на 10 минут, прием осуществляется в порядке общей очереди.
На почту, указанную Вами при регистрации, поступит уведомление об осуществленной записи. Также информация о записи на прием и возможность ее отмены доступны в Вашем личном кабинете.
С полными графиками приема территориальных органов Роструда можно ознакомиться на их официальных сайтах.
8. Банк документов - электронный сервис, который содержит формы, образцы и примеры документов, которые должны формироваться работником или работодателем в процессе трудовых отношений.
Выбираем конкретные отношения, например, прием на работу.
Переходим по ссылке "Документы для приема на работу".
И видим не только перечень документов, которые должны или могут оформляться в том или ином случае при приеме работника на работу, но и готовые шаблоны (примерные формы) таких документов. Так работник понимает, как должны выглядеть надлежащим образом оформленные кадровые документы, а работодатель может воспользоваться готовым шаблоном и не формировать свои собственные документы или же проверить свои документы на предмет их достаточности и соответствия основным требованиям законодательства.
Как правильно подать жалобу в ГИТ, в том числе с использованием сервиса Онлайнинспекция.рф, читайте в отдельной статье.
Читайте мои другие публикации, ставьте лайки, подписывайтесь на канал, делитесь полезной информацией в социальных сетях.В комментариях Вы можете написать, что ещё Вы хотели бы узнать о регулировании в сфере труда, правах работников и работодателей, правоприменительной практике.Посоветоваться и получить квалифицированную юридическую помощь Вы можете написав мне на email:
- IVSLawblog@yandex.ru
#роструд #трудовая инспекция #советы юриста #трудовые отношения #трудовые споры #трудовые права #жалоба #гит #работа #трудовое право