Первая встреча лектора и аудитории всегда волнительна и непредсказуема – будет контакт или нет, подходит ли структурирование материала для этих студентов или надо менять коней на переправе, успеем ли освоить весь материал за семестр или придется бежать галопом. Это, скорее, мысли осознанного преподавателя. Студенты обычно измеряют контакт с преподавателем в более простых категориях – может ли он увлечь и рассказать что-то новое относительно поиска в Google.
Почти в любом вузе у студента есть право выбирать различные курсы, в том числе ориентируясь на более популярных преподавателей, а также жаловаться, если в образовательном процессе что-то не устраивает. Давайте разберем адекватные и неадекватные причины для жалоб.
Почва для недовольства действительно есть, если:
- содержание занятий существенно отклоняется от заявленной программы (но не забывайте о творческой свободе преподавателя, которую ему гарантирует вуз),
- вы не получили знания или не освоили навык, заявленный в программе курса,
- объем занятий существенно отличается от программы в часах,
- есть серьезные проблемы в коммуникации: взаимные оскорбления или угрозы.
В остальных случаях это ваше индивидуальное недовольство:
- вам не нравится манера преподавания,
- вы считаете (субъективно оцениваете), что преподаватель недостаточно компетентен (это забота вуза при приеме на работу),
- вам неинтересен предмет и вы потеряли мотивацию,
- вы думаете, что рассказали бы лучше или уже многое знали до начала занятий.
Взрослый человек тем и отличается от не повзрослевшего, что умеет решать проблемы в «досудебном порядке». Попробуйте изменить не преподавателя, а свое отношение к ситуации:
1. Узнайте в начале занятий «правила игры» - что требуется для зачета или экзамена. Спросите у преподавателя, насколько точно надо придерживаться лекций, допустим ли критический разбор преподносимого материала.
2. Найдите публикации преподавателя по теме. Возможно, в письменной речи у него получается лучше излагать свои мысли, чем в устной.
3. Ведите на занятиях конспект в виде ментальной карты – сортируйте известные и неизвестные факты. Записывайте вопросы, которые остались вам непонятны. Спросите у преподавателя напрямую, что еще почитать по теме.
4. Спросите у одногруппников, складывается ли у них такое же негативное впечатление. Возможно, речь идет о личной неприязни.
5. «Делай, что можешь, с тем, что имеешь, там, где находишься». Переборите себя и запишите все плюсы данного предмета и преподавателя, на которые вы можете ориентироваться.
Подумайте, стоит ли обострять ситуацию, если с этим преподавателем вам еще идти рука об руку на следующих курсах. Попробуйте представить ситуацию как челлендж для формирования новых коммуникативных навыков. В профессиональной жизни будет еще немало случаев, когда придется «уживаться» с неприятными коллегами или улыбаться агрессивным заказчикам. Начните с отработки подобных коммуникативных практик со студенческой скамьи, и вы увидите, что любого «неприятного человека» можно сделать своим союзником.
Подписывайтесь на канал, чтобы узнать больше об эффективной коммуникации с преподавателем