Найти в Дзене
Юля про Балет

Мальчики в балете

Оглавление

«Мальчики в балете» - эта статья сидела в голове, как заноза! Людей, не причастных к искусству балета, этот вопрос интересует в большей степени из-за ориентации. «А вдруг мой сын будет интересоваться мальчиками больше, чем девочками…»; «Балет – это не мужская профессия, будет по сцене в колготках ходить…»

История

Если обратиться к историческим корням балета, в период с XV и до конца XVIII века, то мы увидим, что танец был преимущественно мужским делом. "Мужчины танцевали в женских ролях; мужчины развивали и передавали технику; мужчины изобретали систему записи танца; мужчины создавали и продвигали балет" (Нордера, 2007). Предубеждения против того, чтобы мужчина выбирал балет в качестве способа проведения досуга или своей профессии, берут начало в стереотипах, которые касаются тела, поведения и сексуальной ориентации танцоров в 1830-х годах, а также в той параллели, которую проводили между танцем и гомосексуальностью.

Начало обучения

В 3-4 года родители ищут для ребенка дополнительное образование: спортивная секция, развивающие занятия, танцевальная студия. В балет мальчиков приводят мамы. Папы считают это искусство женским и манерным. Основным воспитанием ребенка занимаются родители! И его развитие зависит от окружения.

Классический танец воспитывает и тело и дух. Мальчики, серьезно занимающиеся балетом – это сильные и подтянутые молодые люди. Их тело развивается по тем же принципам и пропорциям, что и фигура пловцов, теннисистов и атлетов. Стереотип о гендерной предрасположенности к балету уже далеко позади. Если ребенок проявляет интерес к музыке и к танцам, не ограничивайте его в выборе. Даже для дальнейшего развития в бальных или эстрадных танцах, акробатике, борьбе классическая школа станет основой.

 Для мужчин техническая или атлетическая сторона танца представляет собой рациональный вызов. Как только в ней достигнуто мастерство, мужчине предоставляется возможность продемонстрировать свою силу, навыки и выносливость, ему предоставляется словарь движений и средства достижения креативности. (Юскевич, 1969, цит. по Дэйли, 1987/88)
Для мужчин техническая или атлетическая сторона танца представляет собой рациональный вызов. Как только в ней достигнуто мастерство, мужчине предоставляется возможность продемонстрировать свою силу, навыки и выносливость, ему предоставляется словарь движений и средства достижения креативности. (Юскевич, 1969, цит. по Дэйли, 1987/88)

В первые 2-3 года обучения малышей не учат классическому танцу. Задача педагога заинтересовать ребенка, научить слышать музыку, поставить корпус, укрепить мышечный корсет, исправить физические недостатки (косолапие, прогиб, сутулость), приучить к дисциплине, развить координацию. Дети изучают базовые шаги, которые используются в танце. Затем педагог учит держать руки и ноги в позициях классического танца. Занятия у станка укрепляют корпус. В будущем это поможет ребенку ровно держать спину за партой, предотвратит болезни позвоночника и его искривление.

Мальчики учатся уступать девочкам, пропускать их вперед, помогают принести коврик. Они стоят во второй линии. Юные танцовщики помогают девочкам подняться на сцену по ступенькам, либо спуститься с нее. Мальчики учатся общаться с девочками.

В гетеросексуальном и патриархальном обществе мужское тело нельзя явно представлять в виде эротического объекта, на который направлен взгляд другого мужчины: этот взгляд должен быть чем-нибудь основан, эротический компонент подавляется. (Нил, 1984)
В гетеросексуальном и патриархальном обществе мужское тело нельзя явно представлять в виде эротического объекта, на который направлен взгляд другого мужчины: этот взгляд должен быть чем-нибудь основан, эротический компонент подавляется. (Нил, 1984)

Карьера

В 10 лет мальчиков, желающих обучаться классическому танцу, принимают в хореографическое училище. Пройти вступительные испытания дано не всем (подробнее в статье https://zen.yandex.ru/media/yulyaprobalet/kanikuly-ne-dlia-vseh-5ceab6b0c64ffc00b2401a36). Отсев жесткий: каждые полгода проверка — кто чего добился. И это правильно, потому что профессия связана с огромными физическими и эмоциональными нагрузками. Если человек их не выдерживает — лучше вовремя это понять. Опытные преподаватели сразу видят все наперед. Для балетных танцовщиков подъемы и поддержки балерин - это ключевой аспект обучения, определяющий их роль. В подростковом возрасте мальчики наблюдают за физическими изменениями, которые происходят с их телом, и видят, как появляются, приобретают очертания и развиваются их мускулы.

Мужская роль в балете - это традиционная репрезентация танцовщика-мужчины в виде атлета, контролирующего и манипулирующего женщиной в ходе па-де-де. (Анжела Пикард)
Мужская роль в балете - это традиционная репрезентация танцовщика-мужчины в виде атлета, контролирующего и манипулирующего женщиной в ходе па-де-де. (Анжела Пикард)

Заработок

По словам С. Полунина и А. Могилева заработать в хореографии можно! Выпускники училища делают карьеру в театре, открывают частные школы балета, ставят номера и балеты в театрах России и за рубежом. Хореографы востребованы в спорте, в театрализованных шоу. В XXI веке балетные танцовщики делают себе параллельную карьеру на модельном подиуме или в рекламе.

Кирилл Соколовский
Кирилл Соколовский

Послесловие

Очень рекомендую посмотреть документальный фильм "Мальчики балета" (2014) о трех норвежских мальчиках, обучающихся классическому танцу, об испытаниях, о дружбе и разлуке.

И документальный фильм о выпускниках академии А.Я. Вагановой, класс Н. Цискаридзе "Future Princes of Ballet!"