- с такими словами распахнулась дверь в мой кабинет.
История абсолютно реальна и произошла в начале 2000-х в мою бытность работы школьным психологом. Имена и некоторые детали изменены с целью конфиденциальности.
Я проводила профориентацию среди 9 классов обычной общеобразовательной школы. Одной из составляющей диагностики был тест Айзенка на интеллект. Вот его-то результаты и стали причиной столь странного конфликта.
“Наверное, Соня просто списала у кого-то” - продолжала мама, буквально втаскивая в кабинет тихую девочку-подростка в очках. Мои убеждения, что это невозможно, что было 4 варианта теста и вокруг Сони сидели только ребята с другими заданиям, доверия не вызвали. Мама настояла, чтобы мы посадили ее дочь в пустой кабинет с другим вариантом теста, чтобы проверить результаты. Соня не возражал.
Пока длились 30 минут теста, я внимательно, задание за заданием изучала предыдущий бланк решений. Теперь моя задача была сложнее, чем просто посчитать баллы. Мне хотелось понять, как так получилось.
Коэффициент интеллекта Сони был 138! (Повторное тестирование это подтвердило). Для тех, кто не в теме - это намного выше среднего (110 -115). Девочка демонстрировала уровень интеллектуальной одаренности и при этом “звезд с неба не хватала”, училась на тройки.
Разгадка оказалась проста - высокий балл она набрала за счет решения математических задач на логику и расчеты. Никто из всей параллели 9х классов (а это 180 человек - 6 классов) не смог решить все задачи такого плана, только Соня.
Мама подтвердила, что алгебра и геометрия у ее дочери всегда шли легко. Они увлекали ее, она часто получала по ним “отлично”. Чего нельзя было сказать о предметах гуманитарного цикла.
И вместо того, чтобы развивать Богом данный математический склад ума, все силы были брошены на то, чтобы Соня сносно училась по истории, литературе, русскому...
К своим 15 годам сильных сторон девочка в себе так и не обнаружила, зато постоянно сталкивалась с тем, что у нее не получается запомнить, выучить, рассказать. Что она не может дотянуть до такого желаемого в семье уровня “хорошистки”
Так часто бывает.
В результате повышенный уровень тревоги, неуверенность в себе и полное непонимание, кто я есть и чего я могу.
Этой историей я хочу напомнить всем родителям, что гораздо важнее замечать успехи ребёнка, видеть его сильные стороны. Ведь, чем чаще мы показываем своему сыну или дочери, где он ошибся, что у него не получилось и где ещё "надо подтянуть", тем больше мы учим своего ребёнка верить в свои недостатки.
И, наоборот, делая акцент на тех сферах, где ребёнок успешен, вы помогаете ему поверить в себя и понять, где он может самореализоваться.