Часто желающие затонировать свой автомобиль не знают, какая именно светопропускаемость стекол разрешена. Правовую составляющую тонировки автомобильных стекол знают не все. Что-то где-то слышали, что-то где-то читали. Только и слышишь: ГОСТ, ГОСТ, ГОСТ, тонировка по ГОСТу. А какой ГОСТ регулирует степень затемнения ветрового стекла и боковых стекол в автомобиле? И что в нем вообще написано про тонировку? Давайте разбираться.
Итак, ГОСТ 32565-2013 "Стекло безопасное для наземного транспорта. Технические условия". Именно в нем содержатся требования к тонировке автомобильных стёкол. Его приняли взамен сразу нескольким ГОСТам: 5727-88, 27902-88, 27903-88, 27904-88. Он международный. За него проголосовал Международный совет по стандартизации, метрологии и сертификации. Армения, Киргизия, Молдова, Россия, Таджикистан и Узбекистан проголосовали "за".
Это многостраничный, практически нечитаемый документ. Но, к счастью, нас, любителей тонировки, интересуют лишь несколько пунктов.
Например, термины. Ни один серьезный документ не обходится без небольшого (или большого) глоссария.
Вот несколько терминов, касающихся автомобильных стекол:
3.3.6 безопасные стекла, обеспечивающие обзор для водителя спереди: Стекла, расположенные перед плоскостью, проходящей через точку , где находится водитель, перпендикулярно к продольной средней плоскости транспортного средства, и через которые водитель может видеть дорогу при управлении или маневрировании транспортным средством.
3.3.6.1 точка или контрольная точка сидения: Условная точка, указанная предприятием - изготовителем транспортных средств, для сиденья водителя и устанавливаемая в трехмерной системе координат.
3.3.7 безопасные стекла, обеспечивающие обзор для водителя сзади: Стекла, расположенные за плоскостью, проходящей через точку , где находится водитель, перпендикулярно продольной средней плоскости транспортного средства, через которые водитель может видеть дорогу при управлении или маневрировании транспортным средством.
Далее несколько терминов, касающихся светопропускания автомобильных стекол:
3.3.8 затеняющая полоса: Любая зона ветровых стекол с уменьшенным, по сравнению с обычным коэффициентом пропускания света.
3.5 нормальное светопропускание безопасного стекла: Отношение светового потока, пропускаемого стеклом, к общему падающему световому потоку.
И, наконец, пункт, касающийся норм светопропускания:
5.1.2.5 Светопропускание стекол, обеспечивающих видимость для водителя спереди, должно быть не менее 70% для ветровых стекол и для стекол, не являющихся ветровыми, но обеспечивающих обзор водителя спереди и сзади.
При условии установки на ТС двух внешних зеркал заднего вида светопропускание стекол, обеспечивающих обзор водителя сзади, не нормируется.
Светопропускание других (неветровых) стекол и затеняющих полос ветровых стекол в области выше зоны В для транспортных средств категории и зоны 1 для прочих транспортных средств не нормируется.
Ширина затеняющих полос ветровых стекол для транспортных средств категорий , и не должна быть более 140 мм, для транспортных средств категорий , и - шириной не выше минимального расстояния между верхним краем ветрового стекла и верхней границы зоны его очистки стеклоочистителем, если иное не указано в чертежах предприятия - изготовителя ТС.
Испытательные зоны А, В и 1 должны быть указаны в чертежах предприятия - изготовителя ТС.
Итак, запоминаем:
- Ветровое стекло - не менее 70%.
- Передние боковые стекла - не менее 70%.
- Задняя полусфера (если есть боковые зеркала) - не нормируется.
- Полоска на лобач - не более 14 см.
Если ваши стекла с завода уже затонированы (так называемая "заводская тонировка", процент светопропускаемости можно прочитать в левом нижнем углу на стекле, обычно он составляет 70% или 75%), то по закону дополнительно тонировать передние стекла и ветровые нельзя никакой пленкой, поскольку будет снижен допустимый процент светопропускания. Но кто у нас о этом думает 🙂?