Машинные отделения большинства судов в целом похожи, тем не менее, у каждого есть свои особенности и отличия. В этот раз блог "Судострой" предлагает изучить машинное отделение промыслового судна – краболова "Русь".
Итак, наш сегодняшний герой – головной краболов проекта 03070. Судно было заложено на Ленинградском судостроительном заводе "Пелла" в марте 2018 года по заказу дальневосточной компании "Антей". Спуск на воду состоялся в декабре 2018 года. В настоящее время на "Руси" проходят швартовные испытания. Судно готовится к выходу на ходовые испытания. Фотосъёмка проводилась на разных этапах строительства. Интерьеры удалось запечатлеть в ноябре 2019 года.
Полное водоизмещение краболова проекта 03070 составляет 1931 тонну, длина – 50,5 м, ширина – 12,6 м, скорость – около 12 узлов. Перемещается это среднетоннажное #судно за счёт главного двигателя мощностью 1200 кВт, передающего через редуктор и валолинию момент на #винт регулируемого шага в насадке.
В носовой части расположено подруливающее устройство насосного типа Pump-Jet от компании Schottel. Снизу подруливающее устройство выглядит следующим образом.
А вот такой вид открывается сверху в помещении подруливающего устройства. Благодаря такому устройству значительно повышаются маневренные характеристики судна. Также краболов может передвигаться на скорости до 3 узлов без использования главного двигателя.
Теперь направимся в машинное отделение. Путь в него лежит через помещение главных распределительных щитов (ГРЩ). Как правило, примерно в этом районе располагается центральный пост управления энергоустановкой (ЦПУ), однако на данном судне конструкторы пошли несколько другим путём.
Особенностью системы электроснабжения краболова "Русь" является возможность работы в двух режимах. В российских портах бортовая сеть судна может работать с напряжением 0,4 кВ и частотой 50 Гц, а в иностранных, например, в Южной Корее, Китае или Вьетнаме, сеть может переключаться на частоту 60 Гц.
Достигается это за счёт использования устройства питания с берега (УПБ), которое подаёт #ток требуемого напряжения и частоты на главные распределительные щиты, расположенные в районе машинного отделения. Оттуда по бортовой сети электроэнергия распределяется потребителям.
Также в помещение ГРЩ вынесены аварийные выключатели оборудования, расположенного в машинном отделении.
Как и на любом судне, на краболове "Русь" очень много различных насосов.
Главным "действующим лицом" машинного отделения является главный #двигатель. В данном случае это Wartsila 6L20 мощностью 1200 кВт. "6" в данном случае означает количество цилиндров, "L" – их рядное расположение, "20" – диаметр цилиндра в сантиметрах.
Основным источником электроэнергии валогенератор мощностью 550 кВт, расположенный после главного двигателя и редуктора. Поставщик всего пропульсивного комплекса – всё та же финская фирма Wartsila.
Также электроэнергия для судовых систем может производиться с помощью вспомогательных #дизель-генераторов (ВДГ). На судне проекта 03070 предусмотрены два ВДГ Caterpillar, мощностью 565 кВт каждый.
Немного забегая вперёд, следует упомянуть расположенный в другом помещении аварийный дизель-генератор Caterpillar мощностью 148 кВт. Кстати, на снимке ниже вверху справа виден раструб аэрозольной системы пожаротушения.
Такие раструбы расположены по всему машинному отделению и в других "ответственных" местах.
Для очистки топлива и масла, необходимых для работы дизельных двигателей, в машинном отделении расположены сепараторы.
В комментариях к одной из предыдущий статей читатели просили рассказать про цистерны. На данном судне около двух десятков цистерн, предназначенных для разных целей. Одних только топливных цистерн предусмотрено десять штук. Расположены они в самой нижней части судна.
Помимо этого, есть ещё цистерны утечек чистого и грязного топлива, масла, пресной воды, сточных вод, хозяйственно-бытовых вод, балластные цистерны. Поскольку это краболов-живовоз, то на судне есть ещё девять цистерн хранения краба – RSW-танков (подробнее о них расскажем в следующий раз).
Ещё одно важное помещение, необходимое для движения судна – румпельное отделение. Здесь находятся рулевая машина, оборудование для её работы, а также местный пост управления, с которого, в случае неисправности, можно управлять поворотом руля на нужный угол. На момент съёмки штурвал ещё не был установлен на место.
Описывая двигатели и движители, нельзя не сказать о том, как они управляются. Как было сказано, ЦПУ на "Руси" не предусмотрено. Управление пропульсивным комплексом судна осуществляется из ходовой рубки.
Здесь расположены три поста судовождения и штурманский пост. Кстати, пульты управления движением судна являются отечественной продукцией, хотя панели управления поставляются производителями основного оборудования.
Из остального отечественного оборудования можно отметить щиты управления, элементы система автоматизации, изоляцию, трубопроводы, мебель, элементы зашивки судовых помещений.
Ну и напоследок для любителей звука дизеля есть короткое видео работающего вспомогательного дизель-генератора "Руси".
О том, как работает промысловый комплекс судна, а также о бытовых условиях для экипажа на краболове проекта 03070 речь пойдёт в следующей статье.