Продолжаем изучать главную книгу даосизма "Дао Дэ Цзинь" Лао-цзы. Изучаем с позиции бытовой, но диалектической философии.
§ 10 " Если душа и тело будут в единстве, можно ли сохранить его? Если сделать дух мягким, можно ли стать [бесстрастным] подобно новорождённому? Если созерцание станет чистым, возможны ли тогда заблуждения? Можно ли любить народ и управлять страной, не прибегая к мудрости? Возможны ли превращения в природе, если следовать мягкости? Возможно ли осуществление недеяния, если познать все взаимоотношения в природе?
Создавать и воспитывать [сущее]; создавая, не обладать [тем, что создано]; приводя в движение, не прилагать к этому усилий; руководя, не считать себя властелином - вот что называется глубочайшим дэ", - перевод 1950 г. Ян Хин-шуна
Вопросами из первого абзаца Лао-цзы задает высшие цели совершенствования даоса (последователя учения) и те инструменты, которые позволят достигнуть их:
- Сохранение души и тела в единстве;
- Достижение бесстрастия через смягчение духа. Грубость духа, наоборот, ведет к страстям.
- Избавление от заблуждений через очищение созерцания. Чистое созерцание принимает мир как есть, без оценок. Любые категории и ярлыки лишь плод нашего сознания, а значит, не относятся к миру.
- Правление через мудрость и любовь к народу.
- Осуществление мягкого воздействия на мир, как это происходит в природе. Необязательно заставлять всех грубой силой, иногда достаточно создать условия, которые вызовут движение.
- Познание взаимоотношений в природе через недеяние, то есть созерцанием, ибо в природе возможно увидеть всеобщие законы, которые работают и в обществе, и в мышлении.
Весь этот параграф назван Ян Хин-шуном "Непредвзятое руководство", а значит, в большей степени касается правителей разного уровня, поэтому существуют такие отсылки к государству.
Исключение этого пункта нисколько не вредит перечню благодетелей.
В последнем абзаце снова наставление правителю, которое и относится непосредственно к его деятельности:
Создав любой процесс, необходимо его совершенствовать (воспитывать). Созданное нельзя присваивать себе, иначе это будет часть правителя, и он не сможет посмотреть со стороны с целью совершенствования.
Управлять необходимо через создание условий, а не грубой силой. Руководя, служить на благо народа и государства как работник, а не высший член общества.
Статья из цикла по трактату "Дао Дэ Цзинь" Лао-цзы.
Купить книгу и читать на телефоне у нашего партнера Литрес. После регистрации и покупки книга будет доступна в приложении на телефоне, компьютере, ридере (после скачивания).
Помочь каналу - репост в соц.сетях.
Поблагодарить - 👍, подписаться.