Найти тему
💎Вздорный киник

Допустим, вы стали начальником. Лао-цзы о том, как руководить

Солнце вышло из-за гор, ты мудра, а я хитер!
Солнце вышло из-за гор, ты мудра, а я хитер!

Продолжаем изучать главную книгу даосизма "Дао Дэ Цзинь" Лао-цзы. Изучаем с позиции бытовой, но диалектической философии.  

§ 10 " Если душа и тело будут в единстве, можно ли сохранить его? Если сделать дух мягким, можно ли стать [бесстрастным] подобно новорождённому? Если созерцание станет чистым, возможны ли тогда заблуждения? Можно ли любить народ и управлять страной, не прибегая к мудрости? Возможны ли превращения в природе, если следовать мягкости? Возможно ли осуществление недеяния, если познать все взаимоотношения в природе?

Создавать и воспитывать [сущее]; создавая, не обладать [тем, что создано]; приводя в движение, не прилагать к этому усилий; руководя, не считать себя властелином - вот что называется глубочайшим дэ", - перевод 1950 г. Ян Хин-шуна

Вопросами из первого абзаца Лао-цзы задает высшие цели совершенствования даоса (последователя учения) и те инструменты, которые позволят достигнуть их:

  • Сохранение души и тела в единстве;
  • Достижение бесстрастия через смягчение духа. Грубость духа, наоборот, ведет к страстям.
  • Избавление от заблуждений через очищение созерцания. Чистое созерцание принимает мир как есть, без оценок. Любые категории и ярлыки лишь плод нашего сознания, а значит, не относятся к миру.
  • Правление через мудрость и любовь к народу. 
  • Осуществление мягкого воздействия на мир, как это происходит в природе. Необязательно заставлять всех грубой силой, иногда достаточно создать условия, которые вызовут движение.
  • Познание взаимоотношений в природе через недеяние, то есть созерцанием, ибо в природе возможно увидеть всеобщие законы, которые работают и в обществе, и в мышлении.

Весь этот параграф назван Ян Хин-шуном "Непредвзятое руководство", а значит, в большей степени касается правителей разного уровня, поэтому существуют такие отсылки к государству.

Исключение этого пункта нисколько не вредит перечню благодетелей.

В последнем абзаце снова наставление правителю, которое и относится непосредственно к его деятельности:

Создав любой процесс, необходимо его совершенствовать (воспитывать). Созданное нельзя присваивать себе, иначе это будет часть правителя, и он не сможет посмотреть со стороны с целью  совершенствования.
Управлять необходимо через создание условий, а не грубой силой. Руководя, служить на благо народа и государства как работник, а не высший член общества.

Статья из цикла по трактату "Дао Дэ Цзинь" Лао-цзы. 
Купить книгу и читать на телефоне у нашего партнера Литрес. После регистрации и покупки книга будет доступна в приложении на телефоне, компьютере, ридере (после скачивания).
Помочь каналу - репост в соц.сетях.
Поблагодарить - 👍, подписаться.