«Любовь любому рожденному дадена,—
но между служб,
доходов
и прочего
со дня на день
очерствевает сердечная почва.
На сердце тело надето,
на тело — рубаха.
Но и этого мало!
Один —
идиот!—
манжеты наделал
и груди стал заливать крахмалом».
В 1922 году Владимир Маяковский Заканчивает свою поэму «Люблю» и посвящает её Лили Брик. Но Брик была не единственной музой и вдохновительницей поэта, хотя и «отпечаталась» в его жизни до самой смерти. Были и другие.
Софья Шамардина или Сонка
Соня примкнула к футуристам в самом разгаре их популярности. Познакомил её с Маяковским Корней Чуковский, который впоследствии был очень недоволен этим. Между Владимиром и Сонкой (как её называои друзья) тут же вспыхнул бурный роман.
Софья Шамардина вспоминает:
«Ехали на извозчике. Небо было хмурое. Только изредка вдруг блеснет звезда. И вот тут же, в извозчичьей пролетке, стало слагаться стихотворение: «Послушайте, ведь если звезды зажигают, значит, это кому-нибудь нужно?.. Значит, это необходимо, чтоб каждый вечер над крышами зажигалась хоть одна звезда?»
…Держал мою руку в своем кармане и наговаривал о звездах. Потом говорит: «Получаются стихи. Только не похоже это на меня. О звездах! Это не очень сентиментально? А все-таки напишу. А печатать, может быть, не буду».
Мария Денисова
Именно влюбившись в Марию Маяковский пишет «Облако в штанах» - свою главную поэму, которая сделала его знаменитым. Познакомились в Одессе во время турне футуристов. С самого первого дня знакомства они до ночи гуляли и болтали обо всём. Но не срослось. Маяковский уехал в Москву, а Денисова вышла замуж. Мария Денисова-Щаденко также является автором одной из скульптур Маяковского.
Лилия Брик
О Лиле Брик сказано много. Она главная фигура в становлении Маяковского и бессменная муза с 1915 года. О их тройственном союзе (вместе с мужем Осипом) Брик пишет:
«Все мы решили никогда не расставаться и прожили жизнь близкими друзьями. <...> Я любила, люблю и буду любить Осю больше, чем брата, больше, чем мужа, больше, чем сына. Про такую любовь я не читала ни в каких стихах. Эта любовь не мешала моей любви к Володе»
Елизавета Зиберт – женщина, родившая Маяковскому дочь
Знакомство состоялось во время поездки в Америку в 1926 году. Существует версия, что Маковский по-настоящему любил её и хотел жить вместе. Но его советский статус не позволял ему переехать в Америку, а она не хотела возвращаться в СССР. Свою дочь Маяковский увидел 1 единственный раз в 1928 году. Есть сохранившееся письма (многие считают, что большинство уничтожила Лиля Брик):
«Две милые мои Элли. Я по вам уже соскучился. Мечтаю приехать к вам. Напишите, пожалуйста, быстро-быстро. Целую вам все восемь лап…»
Наталья Брюханенко
Ей 20 ему 33. Она в то время просто фанатеет от стихов Маяковского. Познакомились в издательстве. Наталья или «товарищ-девушка», как называл её поэт, сопровождала его в Ялту. Маяковский предложил ей быть второй после Лили, но она отказалась.
Татьяна Яковлева – статная красавица из Парижа
Яковлева эмигрировала в Париж в 1925 году. В 1928 она знакомится с Маяковским. Познакомила их сестра Лили Брик Эльза. Во время одной из многочисленных прогулок они сели в такси, где девушку одолел приступ кашля. Маяковский тут же укрыл её своим пальто. Сама Яковлева вспоминает:
«С этого момента я почувствовала к себе такую нежность и бережность, не ответить на которую было невозможно».
Вероника Полонская – последняя кто видел поэта живым
Об их отношениях тоже писали довольно много. Ей было 20 лет, и она уже была замужем за режиссёром. Встречались тайно. Маяковский предлагал ей бросить мужа и уйти к нему. Она колебалась. Что случилось в тот роковой день известно только с её слов:
Полонская вспоминает:
«Я просила его не тревожиться из-за меня, сказала, что буду его женой. Я это тогда твердо решила. Но нужно, сказала я, обдумать, как лучше, тактичнее поступить с Яншиным».
Когда она вышла из квартиры, то услышала выстрел…