Эту статью я написал специально для Warspot, её оригинал можно найти по ссылке. Для паблика Cat_Cat я сделал её версию во Вконтакте с полным набором иллюстраций высокого качества и авторским вариантом текста.
Зимой 1941 года германская армия завязла под Москвой. Блицкриг провалился, а война растягивалась на неопределённое время. И пока солдаты Вермахта отмораживали конечности, у руководства Рейха появилось время подумать. А думать было о чём: немцы попали в тяжёлые условия и столкнулись лицом к лицу с новыми советскими танками Т-34 и КВ-1. Оказалось, советские инженеры намного успешнее внедряли противоснарядное бронирование и мощные танковые двигатели.
Для оценки сложившейся ситуации 18 ноября 1941 года под Москву в штаб 2-й танковой армии прибыла целая комиссия. В неё входили, в числе прочих, глава Танковой комиссии Фердинанд Порше, его заместитель директор фирмы Steyr Оскар Хакер, глава Отдела №6 Управления вооружений полковник Себастьян Фихтнер, гражданский руководитель Отдела №6 инженер Генрих Книпкамп, а также высокопоставленные представители ведущих немецких фирм - Krupp, Daimler-Benz, Henschel, MAN и Rheinmetall. Они познакомились с советскими танками и оценили тяжёлые условия холодной зимы и бездорожья.
Сделанные комиссией выводы серьёзно повлияли на дальнейшее развитие немецкого танкостроения, едва ли кто-то будет с этим спорить. Вопрос в другом: что это были за выводы? Как именно советские танки повлияли на немецкое танкостроение? На этот счёт и сегодня можно встретить самые разные выводы, вплоть до Пантеры как копии Т-34, причём обязательно неудачной. В этой статье мы попробуем разобраться, что именно изменилось в немецком подходе к созданию танков после осени-зимы 1941 года.
Немецкие дизели и В-2
Ещё в советское время возник миф, будто немцы были под впечатлением от мощного советского танкового дизеля В-2, но не смогли создать ни его копию, ни собственный аналог. Потому, мол, немецкие танки до самого конца войны так и ездили на бензиновых двигателях. Этот миф основан лишь на том факте, что все серийные немецкие танки были бензиновыми, никаких серьёзных исследований развития двигателей за ним не стоит. Советские специалисты многого не знали о танкостроении нацистской Германии. До Вальтера Шпильбергера этой темой никто всерьёз не занимался, да и в позднем Советском Союзе его труды не издавались. Так что при отсутствии конкретных фактов подобным образом можно «объяснить» всё, что угодно. Почему немцы не смогли создать аналог В-2? Потому что до конца войны ездили на бензиновых танках. А почему они до конца войны ездили на бензиновых танках? Потому, что не смогли создать аналог В-2.
Внесём немного конкретики. Осенью 1935 года немцы впервые задумались о создании 30-тонного тяжёлого танка и двигателя мощностью 600 л.с. для нового весового класса. В старых авиационных моторах вроде BMW VI они разочаровались. Те выдавали максимальную мощность на низких оборотах (1400-1600 в минуту) при значительном крутящем моменте. Это вынуждало проектировать более тяжёлые и громоздкие трансмиссии. Поэтому в октябре 1935 года Управление вооружений провело совещания с фирмами Maybach и Daimler-Benz. На этих встречах фактически во многом было определено направление развития танковых моторов до самого конца войны.
В то время Daimler-Benz вела работы по новейшему авиадвигателю DB 600 мощностью 1000 л.с. на 2400 об/мин. Он был намного мощнее и быстроходнее BMW VI, но выполнялся по перевёрнутой (А-образной) схеме. Обслуживать карбюраторы через люк в полу бронекорпуса - это слишком даже для немцев. Поэтому инженеры предложили создать на его основе V-образный танковый мотор мощностью 600 л.с. Эта идея осталась на бумаге, поскольку была сделана ставка на развитие линейки танковых двигателей Maybach.
Фирма Daimler-Benz не сдавалась и в 1936 году начала работы по новой линейке ещё более мощных двигателей. Для авиации проектировалось два А-образных мотора, бензиновый DB 603 и дизельный DB 607. На их основе инженеры создали V-образные двигатели для использования на танках и катерах: бензиновый MB 503 и дизельный MB 507. Младший вариант MB 507 объёмом 42,3 литра выдавал 850 л.с. при 2350 об/мин, а старший MB 507 C объёмом 44,5 литров - 1000 л.с. при 2400 об/мин. В 1937 году Отдел №6 Управления вооружений, ответственный за моторизацию Вермахта, заказал образцы MB 503 и MB 507 для испытаний, которые успешно прошли весной 1938 года. Однако вскоре интерес к ним угас. Возможно, Отделу №6 эти двигатели показались слишком большими и чрезмерно мощными.
Итак, немецкие инженеры рассматривали использование на танках мощных V-образных 12-цилиндровых дизелей водяного охлаждения ещё в 30-е годы. После знакомства с Т-34 конструкторы Daimler-Benz просто предложили на выбор уже готовые двигатели MB 503 и MB 507. Тем более, к тому времени они были испытаны на самоходных установках Karl-Geraet. Танки становились всё тяжелее, поэтому даже 44,5-литровый MB 507 уже не казался избыточным. А с лета 1942 года немцы начали работы по стандартной линейке дизельных двигателей воздушного охлаждения. Позже они приведут к созданию X-образного 16-цилиндрового танкового дизеля Sla 16. Вывод напрашивается сам собой: и до, и после знакомства с В-2 немцы шли своим путём.
Пантера Daimler-Benz: копия Т-34?
До сих пор ещё можно встретить мнение, будто немцы приняли срочное решение о замене Pz.Kpfw.III и Pz.Kpfw.IV только после знакомства с советскими танками. На самом деле работы по новым средним танкам начались задолго до этого. Изначально речь шла о дальнейшем развитии новой модели Pz.Kpfw.III, Z.W.38, однако ранние Pz.Kpfw.III Ausf.E и F с трудом осваивались в производстве, а из войск шёл поток жалоб на их надёжность. Дело в том, что Отдел №6 настоял на использовании множества спорных нововведений, не все из которых удалось довести до ума. Поэтому в октябре 1939 года фирма Daimler-Benz получила возможность вести разработку нового среднего танка VK 20.01 (D) по собственному видению.
В новом среднем танке инженеры Daimler-Benz вернулись к блокированной подвеске на листовых рессорах по типу Pz.Kpfw.III Ausf.D. Опорные катки диаметром 700 мм располагались с перекрытием, а от поддерживающих роликов отказались. Вместо привычного двигателя Maybach решили использовать собственный дизель MB 809. Как и MB 507, этот мотор прорабатывался в нескольких вариантах. В итоге был выбран младший объёмом 17,5 литров и мощностью 360 л.с. при 2400 об/мин. Он был легче, мощнее и экономичнее карбюраторного HL 120. Проект MB 809 был готов в июне 1940 года. Мотор прошёл стендовые испытания в феврале 1941 года, через месяц его установили в танк. Таким образом VK 20.01 (D), первый немецкий танк с дизельным двигателем, был спроектирован и построен ещё до нападения на СССР. К концу войны пробег опытного шасси превысил 6 тысяч километров.
Параллельно с Daimler-Benz по программе VK 20 работали фирмы MAN и Krupp, но их проекты остались на бумаге. Виной тому были постоянные изменения требований, от которых конкуренты не сумели отмахнуться. А в декабре 1941 года после осмотра Т-34 разгорелась дискуссия о судьбе 20-тонных средних танков. Одни выступали за остановку всей программы в пользу новых танков 30-тонного класса, в котором характеристики советских танков можно значительно превзойти. Другие считали, что в условиях войны нужно не теряя времени запускать в производство практически готовый VK 20. Тем более, 20-тонный танк будет более дешёвым и массовым.
Как мы знаем, было решено переключиться на создание 30-тонных средних танков. Фирма Daimler-Benz подготовила проект VK 30.01 (D), на первый взгляд очень похожий на Т-34. Ещё бы, трансмиссия переехала назад, корпус и башня получили рациональные углы наклона, а сердцем танка стал мощный дизельный двигатель. Обычно VK 30.01 (D) и описывают чуть ли не как копию Т-34 по-немецки. Но не пора ли перетряхнуть эту оценку? Присмотритесь к Пантере Daimler-Benz: блокированная подвеска на листовых рессорах, шахматное расположение опорных катков большого диаметра, дизельный двигатель водяного охлаждения, 8-скоростная коробка передач. Да ведь всё это было обкатано на VK 20.01 (D) ещё до нападения на СССР!
Что касается моторно-трансмиссионного отделения, то VK 30.01 (D) заметно выделяется на фоне и Пантеры MAN, и советских Т-34 и КВ. Daimler-Benz разработала 8-скоростную безвальную коробку передач, в которой скорости включались многодисковыми сцеплениями. По схеме она была чем-то средним между КПП Pz.Kpfw.III Ausf.E и Tiger H1. Проблема в том, что безвальные коробки передач очень неудобно компонуются поперечно, поэтому конструкторы расположили коробку сбоку от двигателя. Подобная компоновка давным-давно была использована на Grosstraktor. Как с учётом подобных особенностей можно говорить о копировании Т-34 совершенно не понятно.
VK 30.01 (D) можно описать примерно так: это дальнейшее развитие идей VK 20.01 (D) в 30-тонном классе под значительным влиянием Т-34 и с учётом требований Отдела №6. Аналогичная история и у Пантеры фирмы MAN: конструкторы развивали идеи VK 20.02 (M) под советским влиянием. Даже корпус с рациональными углами впервые появился на VK 20.02 (M), причём по форме он получился самобытным. Да, Т-34 оказал решающее влияние на создание Пантеры, но переоценивать его не стоит.
Наклонная броня
Читатель мог убедиться, что относительно В-2 немецкие танковые двигатели развивались своим путём, да и Пантера Daimler-Benz никак не тянет на копию советских танков, не говоря уже о проекте MAN. А вот влияние Т-34 на развитие бронезащиты скорее недооценено, что довольно странно. Одно дело какая-нибудь безвальная коробка передач, «упрятанная» внутри, другое дело корпус и башня, геометрия которых во многом и определяет внешний вид танка. Но обо всём по порядку.
Немцы, разумеется, знали о наклонной броне и до осмотра Т-34. Ещё в 30-е годы они разработали целый ряд корпусов с бронелистами под рациональными углами для колёсных и гусеничных автомобилей. В качестве примера приведём лёгкий подвозчик боеприпасов Sd.Kfz.252, серийное производство которого велось в 1940 году. Ещё более выразителен внешний вид полугусеничного истребителя танков 7,5-cm Selbstfarlafette L/40,8, работы по которому начались ещё в 1934 году. За счёт активного использования обратного наклона брони его корпус чем-то напоминает поздние советские тяжёлые танки.
При всём при этом немецкие танки того же периода описываются фразой «коробка на коробке». Долгое время немцы экономили на броне в пользу небольшого веса и высокой подвижности, поэтому ранние немецкие танки были защищены лишь от пуль и осколков. А раз так, то никакого смысла экспериментировать с геометрией не было. Зато инженеры с удобством компоновали узлы и рационально, как им казалось, использовали внутренний объём корпуса. Кроме того, корпуса многих ранних немецких танков состояли из нескольких частей: нижней «ванны» (Wanne) и верхней надстройки (Aufbau), а также надстройки над моторным отделением. Это упрощало сборку танка и его капитальный ремонт. Возьмём производство Pz.Kpfw.III. Сперва на «ванну» монтировались подвеска, двигатель, трансмиссия и другие агрегаты. И только затем сверху ставилась надстройка с башней. Конечно, это намного проще, чем пропихивать трансмиссию через башенный погон, да и переделки корпуса при создании САУ требуются небольшие: нужно лишь заменить подбашенную надстройку на рубку. Однако эта схема не сочетается с корпусом по типу Т-34, поскольку верхние наклонные бронелисты будет «разрезать» уязвимый стык.
Постепенно немцы перешли на цельные корпуса. Уже на VK 30.01 (H) и VK 36.01 надстройка выполнялась заодно с «ванной», однако инженеры по привычке следовали старым формам. Тем более, у них были разработаны смотровые приборы и пулемётные установки для брони под небольшим углом в 9 градусов. И лишь знакомство с Т-34 подтолкнуло инженеров к переоценке своего подхода. Нельзя сказать, мол, раз немцы не использовали наклонную броню на танках, то они о ней не знали, ведь если знали бы, то обязательно пустили знания в ход. Можно привести немало случаев того, как именно наглядный пример подталкивал к использованию. Скажем, в СССР перешли к сварным корпусам после знакомства с немецкими сварными танками. Значит ли это, что во всём Советском Союзе никто не мог догадаться, что два куска металла можно сварить электродом? Конечно, нет. Вот и здесь аналогичный случай.
Влияние Т-34 на разные фирмы было разным. У MAN на VK 20.02 получился самобытный корпус с наклонной бронёй. Корпус Пантеры Daimler-Benz внешне получился довольно похожим на Т-34, но с рядом существенных различий. А вот фирма Krupp попала под сильное впечатление от советского танка. Стоит отметить, что речь шла о раннем Т-34, у которого лобовая часть башни выполнялась из цельного гнутого бронелиста (изначально лобовую деталь корпуса тоже делали гнутой, но от этого быстро отказались). И этот момент очень заинтересовал инженеров Krupp. Например, лоб корпуса Tiger H1 состоял из четырёх бронелистов, а у Tiger P и вовсе из шести. Если лобовую часть выполнять всего лишь из одного гнутого листа, то можно упростить сборку и свести число сварных швов к минимуму.
У инженеров Krupp уже был опыт использования гнутых бронелистов. Ещё при разработке VK 30.01 (P) они предложили цилиндрическую башню, в которой борта и корма выполнялись из одного подковообразного гнутого листа. Не удивительно, что после осмотра Т-34 они решили широко внедрить эту идею. Уже в январе 1942 года Фердинанд Порше предложил переделать корпус Tiger P с наклонной бронёй. В ответ фирма Krupp подготовила проект корпуса для VK 45.02 (P) с единой гнутой лобовой деталью под углом в 55 градусов. Переход на новый корпус планировался начиная со 101-ого танка, но из-за остановки сборки Tiger P он так и не состоялся. Примерно в то же время по аналогии переделали и корпус сверхтяжёлого Löwe, он тоже получил лоб из одного гнутого бронелиста.
Существенное влияние Т-34 на танковый отдел фирмы Krupp долгое время во многом игнорировалось. До сих пор можно встретить рисунки и модели VK 45.02 (P) и Löwe с лобовой частью корпуса из верхнего и нижнего бронелистов со сварным швом. Между тем, на чертежах никакого шва нет, а деталь предполагалась единой.
Башни: до и после
Ранний Т-34 повлиял не только формой корпуса, но и подходом к проектированию башни. Этот вопрос заслуживает отдельного разбора. Долгое время немцы создавали танковые башни нехитрым образом. Грубо говоря, они более-менее равномерно «обкладывали» башенный погон бронёй со всех сторон, поэтому ранние башни при виде сверху напоминали квадрат или цилиндр с широкой лобовой частью.
Башня ранних Т-34 была совсем другой, с узкой лобовой частью, небольшой маской пушки и кормовой нишей. Эти решения были очень актуальными для немцев, активно применявших дифференцированное бронирование. Понятно, что вес брони зависит от толщины листа и от его площади. Значит, если свести площадь самых толстых бронелистов к минимуму, то при прочих равных можно облегчить танк. Самая толстая броня обычно во лбу, поэтому узкая лобовая часть башни Т-34 привлекла внимание немецких конструкторов. Присмотрелись они и к кормовой нише. Она не только уравновешивала танковые орудия, которые становились всё больше и тяжелее, но и была подходящим местом для боеукладки первой очереди.
Осмотрев ранний Т-34 инженеры Krupp испытали небывалый катарсис и во многом пересмотрели своё понимание башен. В результате башня VK 45.02 (P) совмещала в себе лучшие советские и немецкие идеи. Это наклонная броня, гнутый лоб минимальной площади, компактная маска орудия, развитая кормовая ниша с боеукладками и новая командирская башенка с перископами вместо щелей. Несмотря на установку более тяжёлого орудия, усиление бронезащиты и наличие боеукладок башня VK 45.02 (P) была всего на две тонны тяжелее старой башни Tiger P1 и H1. Вот насколько важна продуманная геометрия. По аналогии Krupp спроектировала и башни для ранних вариантов Maus. Даже в итоговом варианте у построенной в металле башни лоб выполнялся из единой гнутой детали по типу ранних Т-34.
Однако, не всё было так радужно. При сборке ранних башен VK 45.02 (P) потрескалось 8 лобовых деталей из 15. Хотя их контуры красиво смотрелись на бумаге, технологичность была под вопросом. Тем временем требования к защите всё росли и росли, поэтому Krupp увеличила толщину лобовой детали до 180 мм и отказалась от гнутой формы. Так появилась башня Королевского Тигра, а старые башни со 100-мм лбом пошли на первые 50 танков.
Фирма Daimler-Benz для VK 30.01 (D) тоже спроектировала башню по типу Т-34, с узкой лобовой частью и небольшой маской орудия. Но в отличие от Krupp, она обошла грабли и с самого начала выбрала плоскую лобовую деталь. В целом, башня Daimler-Benz была прогрессивнее, чем у Rheinmetall, однако работы по ней шли с задержкой в 3-4 месяца, да и погоны у них были несовместимы (1600 мм против 1650 мм). Поэтому от неё отказались, а серийные Пантеры получили башню Rheinmetall с широкой лобовой частью.
И всё же новый подход победил. На Panther II фирма Rheinmetall переработала конструкцию башни, сузив лобовую часть и полностью переделав маску. Эта башня известна под названием Turm-Panther (Schmale Blende), то есть башня с узкой маской. А когда новый средний танк зашёл в тупик, работы по башне передали Daimler-Benz. Та развила свои старые идеи и спроектировала довольно удачную башню Schmalturm (узкая башня). Она была дешевле и технологичнее штатной башни Пантеры, весила на 100 кг меньше при лучшей защите (лоб толще на 20 мм, борта и корма на 15 мм) и предусматривала установку дальномера. Однако работы по ней начались слишком поздно, поэтому немцы так и не успели перейти к производству Panther Ausf.F с новыми башнями.
Кроме того, с оглядкой на ранний Т-34 Daimler-Benz разработала башню для лёгкого танка VK 16.02. Позже её хотели ставить на разведывательный танк Luchs, но эти задумки так и остались на бумаге. Зато облегчённый вариант этой башни нашёл своё применение на бронеавтомобиле Sd.Kfz.234. Вывод очевиден: влияние на разработку башен было очень существенным.
Тигры и спешка
Тема немецких тяжёлых танков давно уже поросла всевозможными мифами. Мнение о том, что немцы начали работы по тяжёлым танкам только нападения на СССР мы всерьёз рассматривать не будем, слишком уж оно противоречит фактам. Но если принять во внимание, что немцы проектировали тяжёлые танки с 1937 года, то немедленно возникают новый вопрос: чем же они занимались все эти годы? На это нередко отвечают, что тяжёлые танки, мол, не вписывались в концепцию Блицкрига, поэтому работы по ним велись с низким приоритетом, а вот как немцы завязли под Москвой и перешли к оборонительным боям, тогда они и создали тяжёлые и неповоротливые Тигры. Этот вопрос можно сформулировать иначе: каким было советское влияние на создание немецких тяжёлых танков? И было ли?
Прежде всего отметим, что немцы специально не тормозили программу тяжёлых танков. Первый тяжёлый танк D.W. развивался параллельно с новым шасси Z.W. для Pz.Kpfw.III: в 1937 году велись работы по проектированию, а в 1938 году проходили испытания прототипов. С аналогичными темпами шли работы и по новым лёгким танкам. Другой вопрос, что конструкция D.W. получилась очень сырой и неудачной, а необходимые переделки сорвали начало серийного производства. А когда VK 30.01 (H) более-менее довели до ума, он уже безнадёжно устарел. Все эти «объяснения» про низкий приоритет и Блицкриг напоминают басню о лисице и винограде: раз не получилось, то не очень-то и нужно было. Впрочем, мы уже касались этой истории.
Теперь разберёмся с тем, насколько немцы изменили свой подход к тяжёлым танкам после нападения на СССР и изменили ли вообще. Как известно, Tiger H1 появился в ходе переделки шасси тяжёлого танка VK 36.01 под башню с 88-мм орудием, которая изначально создавалась для тяжёлого танка VK 30.01 (P). В период с февраля по май 1941 года фирмы Krupp и Porsche KG активно обсуждали вооружение будущего танка. Рассматривались длинноствольные 88-мм и 105-мм орудия, в итоге остановились на 88-мм пушке с длиной ствола в 56 калибров. Таким образом концепция тяжёлого танка с 88-мм орудием оформилась именно весной 1941 года, ещё до нападения на СССР. Тогда же было принято решение довести толщину лобовой брони до 100 мм.
Переделка VK 36.01 и VK 30.01 (P) в Tiger H1 и Tiger P началась в июле 1941 года. Всего лишь за год немцы хотели закончить чертежи и развернуть серийное производство. 28 мая фирма Henschel получила заказ на VK 45.01 (H), а к 28 июля был готов чертёж новой системы охлаждения в изолированных отсеках, значит, корпус был переделан уже тогда. Тем временем фирма Porsche вовсю проектировала новые 15-литровые двигатели для Tiger P. В документах ставился штамп с напоминанием о том, что работы по программе Geraet 4501 P (изделие 4501 P) ведутся при неукоснительном соблюдении сроков. Вывод: работы по Тиграм активно велись ещё до того, как немцы завязли под Москвой, никакого решающего влияния Т-34 и КВ-1 на их характеристики не оказали.
Что касается Королевских Тигров, то их понимание как ответ на ИС-2 абсурдно. Впервые об установке 88-мм орудия с длиной ствола в 71 калибр немцы задумались ещё в сентябре 1941 года. И только с практической реализации этой хотелки Гитлера началось серьёзное влияние советской школы на немецкие тяжёлые танки, поскольку при разработке VK 45.02 (P) под 88-мм орудие L/71 фирма Krupp спроектировала корпус и башню с оглядкой на Т-34. VK 45.03, он же Королевский Тигр, появился так поздно не потому, что немцы бросились создавать ответ новым советским танкам, а из-за очередной попытки унификации, на сей раз с Panther II. Никогда такого не было и вот опять.
Выводы
Подведём итоги:
- Влияние В-2 очень преувеличено, как и мнимая неспособность немцев создать собственный танковый дизель. И до, и после осмотра В-2 немецкие двигателисты шли своим путём. Немцы смогли создать работоспособные дизельные двигатели для танков, другой вопрос, почему они так нерационально ими распорядились.
- Влияние Т-34 на развитие немецких средних танков действительно было, причём немалое. Именно после осмотра новых советских танков немцы переключились на 30-тонный весовой класс. Однако и преувеличивать его не стоит. Может, VK 30.01 (D) внешне и похож на Т-34, но технически это совершенно другой танк с уникальными особенностями вроде компоновки трансмиссии и устройства коробки передач. Ни о каком копировании речи идти не может.
- Немцы знали о наклонной броне до Т-34 и активно применяли её на бронеавтомобилях. Однако по ряду причин развитие корпусов для танков шло на шаг позади. После осмотра Т-34 немцы переосмыслили свой подход, а фирма Krupp с новой силой ударилась в увлечение гнутыми бронелистами.
- Не менее существенно ранние Т-34 повлияли на разработку башен. До конца войны немцы успели разработать целый ряд башен по советскому образцу для самых разных танков, от лёгкого VK 16.02 до свертяжёлого Maus.
- А вот значение осмотра новых советских танков на работы по Тиграм явно преувеличено. Ещё до нападения на СССР немцы разработали концепцию тяжёлого танка весом более 45 тонн с 88-мм длинноствольным орудием. И не только разработали, но и начали воплощать. Разработка Тигров началась в июле 1941 года, хотя полностью проследить их развитие по сохранившимся документам мы не можем. Что касается установки более мощного 88-мм орудия L/71, то это желание Гитлера, а не выводы комиссии после осмотра советской бронетехники.
Творческое объединение Катехизис Катарсиса. Здесь можно почитать гисторичѣские статьи автора и его коллег: https://vk.com/catx2
Мой личный тег: #kedoki@catx2
Автор работает на пиве. Скинуть на топливо: 4276 5500 3620 4462 (карта Сбербанка)
Источники
- Thomas L. Jentz, Hilary L. Doyle. Panzerkampfwagen VI P (Sd.Kfz.181): The history of the Porsche Typ 100 and 101 also known as the Leopard and Tiger (P) — Darlington Productions, 1999
- Thomas L. Jentz, Hilary L. Doyle. Paper Panzers: Panzerkampfwagen, Sturmgeschuetz, and Jagdpanzer (Panzer Tracts Nr. 20-1) — Panzer Tracts, 2001
- Thomas L. Jentz, Hilary L. Doyle. Panzerkampfwagen Panther II and Panther Ausfuehrung F (Panzer Tracts Nr. 5-4) — Panzer Tracts, 2006
- Thomas L. Jentz, Hilary L. Doyle. Germany’s Tiger Tanks. D.W. to Tiger I: Design, Production & Modifications — Schiffer Publishing, 2000
- Thomas L. Jentz, Hilary L. Doyle. Germany’s Tiger Tanks. VK45.02 to Tiger II: Design, Production & Modifications — Schiffer Publishing, 1997
- Walter J. Spielberger. Der Panzer-Kampfwagen Tiger und seine Abarten — Motorbuch Verlag, 1987