Найти тему
Дикие туристы

МАНГАЗЕЯ 2019 часть 3

часть 3

продолжаем рассказ о походе по древнему волоку с реки Таз на реку Енисей. Предыдущая часть-

https://zen.yandex.ru/media/id/5e42b6dfa183c01896910fc2/mangazeia-2019-chast-2-5e42bc92df9304340b26129a

8. Белов, М.И, Старков В.Ф.

Отчет о работе мангазейской эксггедиции арктического и антарктического института. 1973 г. Михаил Иванович Белов (1916-1981), известный историк русских географических открытий и русской Арктики, написал несколько книг, посвященных Мангазее, в том числе, в соавторстве с археологами  Старковым и Овсянниковым, знаменитую монографию в двух частях: Белов М.И., Овсянников О.В., Старков В.Ф. Мангазея: Мангазейский морской ход. В книге приводится рисунок Енисейского волока.

Белов
Белов

«В 1973 г. поиски волока были сосредоточены на водоразделе между реками Худосей (левобережный проток р. Таз) и Верхней Баихой (правобережный приток Енисея). На узком пространстве между ними расположена заболоченная низина-урочище с характерным названием "Мокрый Волок". Она перерезана руслами рек Покаль-Кы, Перевальная, Покотоль-Кы и системой озер, среда которых наиболее крупные носят название Перевальное и Верхне-Перевальное (рис. 16). Трудно сказать, когда возникли эти гидронимы, поскольку волоковой путь на этом участке использовался в течение очень продолжительного отрезка времени после оставления Мангазеи - вплоть до начала XX в. Низина, простирающаяся в северо-восточном направлении, зажата с обеих сторон возвышенностями, достигающими высоты 100 и более метров, в силу чего простирание перевалочного участка Енисейского пути выглядит совершенно естественно. Из реки Таз суда шли по реке Худосей, затем по ее левобережному притоку Покаль-Кы, небольшому озеру, из которого она вытекает, и по реке Перевальной. От нее до озера Верхнее Перевальное шел участок сухого волокового пути протяженностью 2-2,5 км. Следы крестов, некогда обозначавших его начало и конец, не были обнаружены, но на двух могучих вековых кедрах сохранились вырубленные пазы под иконы. Далее путь проходил по артериям енисейской системы: через озера Верхнее Перевальное и Перевальное по рекам Покотыль-кы, Верхняя Баиха и Турухан.»
Источник:
http://statehistory.ru/books/Vadim-Starkov_Ocherki-istorii-osvoeniya-Arktiki--Tom-II--Rossiya-i-Severo-Vostochnyy-prokhod-/9

«В перерывах между раскопками городища Мангазеи были предприняты рекогносцировочные археологические работы на древних волоках…Был обнаружен и запущенный старый Енисейский волок, о котором мангазейский воевода Роман Павлов писал: "А волока сухого с озера на озеро, куда носят всякий запас, верста есть или больше". Или, как писал другой мангазейский воевода, волок "от креста до креста", т.е. от конечных пунктов протяженность его 700 саженей. Обнаружили этот волок по необычным приметам. Вдоль него от речки Перевальной до Перевального озера на протяжении полутора километров в старые лиственницы и кедры, которым самим-то лет по триста-четыреста, были вставлены небольшие иконки, а на затесах вырезаны годы, фамилии и надписи. Этот волок достоин тщательного изучения и охраны как памятник глубокой старины на том морском, озерном и волоковом пути, который называли Мангазейским морским ходом.» Белов М. И.: По следам полярных экспедиций. http://www.polarpost.ru/Library/Belov-Po_sledam/text-po_sledam_expediciy-02.html

Скороходов Михаил Евгеньевич в своей (замечательной, кстати) книге «Путешествие на Щелье» упоминает: «Незадолго до моего приезда он (Белов) обследовал древний волок на пути к Енисею, несколько дней ходил по колено в трясине. На волоке в некоторых местах ему попадались рамы от икон, укрепленные на деревьях, но сами иконы давно кем-то вынуты.

9. Мангазейский ход – перевал на Туруханск действовал до 1946 года. (информация с сайта Тазовского заповедника) Конно-деревянная дорога 9 км (Красноселькуп – р. Поколька – р. Баиха на Туруханск). Мангазейский перевал (волок) – старинный ход из Мангазеи на р. Енисей. Волок известен со времён Мангазеи. Выходили по нему на Янов Стан, который относился уже к бассейну р. Енисей. Перевалов было два – сухой и мокрый. По мокрому, а это в основном по болотистой местности, таскали дощанники (500 кг) он занимал путь около 7км. Сухой, где в довоенное время были уложены «рельсы» из дерева и по ним «ходили» «вагонетки», правильно – толкали, путь составлял 10-10,5 км. На перевале была построена изба, где жили люди. «Рельсы» подходили к самой реке Покатылькы, где делали перевал груза на лодку. Подъём и спуск по реке занимал 16 дней, при хорошей погоде. https://navigatorz.com/spravochnik/item/1268-verxne-tazovskij-gosudarstvennyj-zapovednik

10. Экспедиция на Ямал или как мы искали проход с бассейна реки Таз на Енисей. В июне 2014 году двое радиолюбителей из Нижневартовска посетили городище Мангазея, сталинскую ж/д и дошли по Худосею и Покалькы до впадения Перевальной и чуть выше. http://radio-wave.ru/forum/entry.php?249-%D0%AD%D0%BA%D1%81%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%86%D0%B8%D1%8F-%D0%BD%D0%B0-%D0%AF%D0%BC%D0%B0%D0%BB-%D0%B8%D0%BB%D0%B8-%D0%BA%D0%B0%D0%BA-%D0%BC%D1%8B-%D0%B8%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D0%B8-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%85%D0%BE%D0%B4-%D1%81-%D0%B1%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%B5%D0%B9%D0%BD%D0%B0-%D1%80%D0%B5%D0%BA%D0%B8-%D0%A2%D0%B0%D0%B7-%D0%BD%D0%B0-%D0%95%D0%BD%D0%B8%D1%81%D0%B5%D0%B9-%D0%A7%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C-IV&goto=prev Я общалась с одним из них - Валерием Нестеровым. Необыкновенно интересный человек, путешественник. Это он познакомил меня с моим любимым Шуховым. Валерий прислал мне видео р.Покалькы в июне. От нашей воды отличается разительно. Кстати, Валерий Нестеров как раз участвовал в экспедиции, установившей стеллы в центре СССР и Государства Российского http://www.rdxc.org/rrc/ARTICLES/rp9j.htm  11. «земля мангазейская часть 4» https://youtu.be/SWMGEIc-txY   ссылка на фильм. Мужики на катамаране под мотором поднялись по Покалькы до Сельпорылки (Щельпорылки), видели зарубки и чуть выше.

12. Экспедиция при поддержке регионального отделения Русского географического общества в ЯНАО, Межрегиональной профсоюзной организации «Газпром профсоюз», ООО «Газпром добыча Ямбург» под руководством Павла Нефедова. https://www.mangazeia.ru/

Экспедиция «Тайна Мангазеи» – это историко-географическая реконструкция, в ходе которой несколько энтузиастов планируют совершить  переход на малом коче или карбасе по мангазейскому волоку путём первых русских землепроходцев, открывших Енисей и Восточную Сибирь. Проходит в несколько этапов в 2016, 2018, 2019 годах. В июне 2019 года участники экспедиции полностью прошли маршрут от Красноселькупа до Туруханска через «Мокрый волок» на моторных лодках.

Фильмы об экспедиции 2019 года: https://youtu.be/Om3Ms0AqGhQ https://youtu.be/muL1yRy1fZo

13. В лето 1985г работники Туруханского авиапредприятия под руководством пилота Санина - 4 человека, среди которых была женщина (переводчик авиадиспетчерской службы) - были заброшены вертолетом в верховья Покалькы. «Это был тот самый волок - с казачьими засечками на 500-летних лиственницах. Конечной целью стала Мангазея - достигли ее через 2 недели спуска на 2-х плотах». В интернете есть телефон одного из участников этой экспедиции.

Деревянная конно-рельсовая дорога.

Первые настоящие рельсовые пути появились, по-видимому, на рудниках, где под землей, в крайне неудобных условиях, приходилось перевозить значительные грузы. Рельсы устраивались из продольных брусьев-лежней, по которым груженные углем тележки должны были передвигать лошади. Чтобы колеса не соскакивали в сторону, они имели на ободе широкое углубление. Иногда вместо этого в дне повозки устраивался длинный стержень, который, скользя вдоль особого жолоба, мешал повозке уклониться со своего пути.

https://dom-knig.com/page_images/11/d8f32323d2e101e94e11d62384a6bc33.jpg
https://dom-knig.com/page_images/11/d8f32323d2e101e94e11d62384a6bc33.jpg

Артур Юнг, посетивший Ньюкэстльские копи во второй половине XVIII века, оставил любопытный отзыв об этих дорогах: "Дороги, по которым возятся вагоны с углем от шахт к воде, представляют большое сооружение и проведены через все неровности почвы на расстоянии 9-10 миль. Колеи, по которым идут колеса, отмечены кусками дерева, вложенными в дорогу (деревянными рельсами), по ним и бегут колеса вагонов, так что одна лошадь может легко тащить 50–60 бушелей угля. Многие отрасли производства крайне нуждаются в этом улучшении, которое весьма значительно понижает издержки по перевозке". Tramway - назывались на севере Англии эти деревянные предки современных железнодорожных путей, и это название дошло до нас в близком каждому жителю большого города слове - трамвай. (https://dom-knig.com/read_180671-17#)

http://www.modelizd.ru/train/main/imageinfo/3346/10
http://www.modelizd.ru/train/main/imageinfo/3346/10

В описании, сохранившемся от 1765 года, встречается следующая информация об  устройстве деревянных рельсовых дорог: «Дороги состояли из тщательно распиленных бревен 6 дюймов ширины и 5 толщины, положенные на другие поперечные лежни в 4 футах расстояния друг от друга и прикрепленных к ним деревянными клиньями. По первым двигались колеса повозок. Пространство между бревнами заполнялось золой или крупным песком. По этим деревянным рельсам двигались запряженные лошадьми небольшие повозки на чугунных колесах с закраинами» (http://mwork.su/markdelo/nomer-2/istoriya-markshejderskogo-dela/99-ot-dorog-antichnykh-k-dorogam-zheleznym)

В те далекие времена все было из дерева – и рельсы, и шпалы, и колеса. Постепенно технический прогресс превратил все составляющие в железные, но кое-где, в силу различных обстоятельств, деревянные рельсы – лежни – применялись вплоть до середины двадцатого века. Как правило это были лесозаготовки, как показано на фото.(http://irontrack.ru/лежневый-путь-или-практика-как-она-ест)

http://irontrack.ru/лежневый-путь-или-практика-как-она-ест
http://irontrack.ru/лежневый-путь-или-практика-как-она-ест

Называлось это круглобалочная дорога. Конструктивно дорога была во всем подобна рельсовому пути, но вместо рельсов на ней к шпалам крепили прочно соединенные друг с другом (стесанные с нижней стороны) одинакового диаметра бревна. Колесные пары вагонеток были заводского изготовления, а глубокая выемка - как у автомобильных дисков - на внешних обводах колес гарантировала надежное сцепление с дорогой. По деревянным рельсам, набранным из бревен одинакового диаметра, катались вагонетки с колесами, напоминающими обыкновенный колесный диск без шины. (http://www.techstory.ru/ )

http://www.techstory.ru/foto22/17/les_i_ludi_foto13.jpg
http://www.techstory.ru/foto22/17/les_i_ludi_foto13.jpg

Вот примерно такая дорога, надо полагать и была на нашем волоке. 

Проф.Белов произвел замеры колеи и сделал примерную реконструкцию:

деревянная дорога реконструкция белова https://pp.userapi.com/c847122/v847122233/1c3f8c/cZmJeOwgI2U.jpg
деревянная дорога реконструкция белова https://pp.userapi.com/c847122/v847122233/1c3f8c/cZmJeOwgI2U.jpg

Мы же смогли нащупать на местности только один ряд бревен и шпалы

-8

Ерофей Хабаров в Мангазее и на Таймыре

Хабаров http://900igr.net/kartinka/literatura/dolgij-put-na-amur-e.p.khabarov-137644/uzhe-ne-pojarkov-s-vatagoj-druzej-gnal-kochi-svoi-protiv-buri-a-smelyj-7.html
Хабаров http://900igr.net/kartinka/literatura/dolgij-put-na-amur-e.p.khabarov-137644/uzhe-ne-pojarkov-s-vatagoj-druzej-gnal-kochi-svoi-protiv-buri-a-smelyj-7.html

http://ostrog.ucoz.ru/publ/b/belov_m_i/erofej_khabarov_v_mangazee_i_na_tajmyre/216-1-0-363

Первая поездка Ерофея Хабарова в Мангазею датируется 1628 г. Надо полагать, что в представлении еще не опытных в сибирских делах устюжских крестьян Мангазея рисовалась землей, неиссякаемой пушными богатствами. Но к приезду Хабарова в районе рек Таз и Пур соболь повсеместно исчез, во всяком случае сбор ясачной соболиной казны выражался десятками, а не сотнями и тысячами, как раньше. Охотники за этим драгоценным зверьком давно уже промышляли на Енисее, Нижней Тунгуске, проникли на Таймыр. Путешествие вместе с нанятыми в Тобольске пятью покрученниками братья Хабаровы совершили по единственному тогда пути - южному Мангазейскому морскому ходу, по Обской и Тазовской губам, проделав расстояние протяженностью более двух тысяч верст. Перезимовав в Тазовском городе, в следующее лето они поспешили в Туруханское зимовье, бывшее второй столицей Мангазейского уезда. То есть через «наш» волок.

Обратный путь в Мангазею братья проделали зимой и весной 1630 г. Они вернулись туда как раз в те месяцы, когда грандиозная ссора между воеводами Кокоревым и Палицыным достигла своего апогея. Многие из тех, кто оказался в это время в городе, бежали разными дорогами на Русь. Так, пишет Хабаров, еще до официального отпуска мангазейских судов в Березов и Тобольск "побрело убегом" свыше четырехсот человек. Двенадцатого июля состоялся официальный отпуск кочей. Отправляясь на Русь, Ерофей прихватил с собой челобитную на Григория Кокорева, обвинив воеводу в грабеже торговых и промышленных людей, в продаже пива, вина и меда, в незаконной постройке кабаков, в мздоимстве и других грехах. Не лишено интереса и характерно для Хабарова то, что в этом сугубо личном документе он, недавно простой поморский крестьянин, поднимает перед царем свой голос от имени "мира", против насильств воеводы для того, "чтобы ваша дальняя вотчина мангазейская землица вконец не запустела". Однако переоценивать поступок Хабарова нельзя. Его неприязнь к Кокореву можно объяснить обидой, которую нанес ему воевода. За незаконные торги в Хетском зимовье Кокорев отобрал у Хабарова 17 соболей и, кроме того, приказал взять его на поруки. Но противник Кокорева воевода Палицын "отпустил того Ярка за большие соболи", т. е. за взятку, о чем сообщили приказной избе его же товарищи. Ерофей Хабаров прибыл в Москву, совершив вторичное плавание по Мангазейскому морскому ходу - по Тазовской и Обской губам в Тобольск. Прибытие Хабарова в столицу в январе 1631 г. подтверждено пометой на его челобитной царю Михаилу Романову.

В Мангазее Хабаров не мог не знать о только что совершенном открытии реки Лены, так как в дни его пребывания в городе находился Никифор Пянда, совершивший выдающийся поход в Якутию. Поэтому, когда перед Хабаровым снова встал вопрос о поездке в Сибирь, он, не колебаясь, выбрал ленские земли, рассчитывая на первых порах заняться там привычным делом - хлебопашеством и солеварением. Но это уже дальнейшие страницы его биографии.

Селькупы

Селькупы https://www.intelsiberia.com/kopiya-tabasarany#!
Селькупы https://www.intelsiberia.com/kopiya-tabasarany#!

Селькупы, - коренной малочисленный народ Сибири. До 1917 г. селькупы назывались остяко-самоедами (по языку они близки к самоедам-ненцам, а по культуре — к остякам-хантам). Современное название получили в 1920—1930-х гг. по самоназванию северной группы сöлькуп на р. Таз или шöлькуп — «таежный человек» на р. Турухан. Существуют две группы селькупов — северная и южная (самознавание — «чумыль куп», «суссе кум» или «шош кум»).  Северные селькупы живут на востоке Ямало-Ненецкого автономного округа (Красноселькупский район) и севере Красноярского края (Туруханский район). Южные селькупы живут на севере Томской области (Колпашевский район, север Парабельского и Каргасокского районов). Южные селькупы в настоящее время значительно ассимилированы русским населением. Северные селькупы, в контакте о северосамодийскими народами, а также кетами и эвенками, освоили таежное транспортное оленеводство и до настоящего времени сохраняют традиционное промысловое хозяйство. Впервые селькупы упоминаются в русских письменных источниках XVI в. В конце XVI века существовало племенное объединение селькупов, которое в русских источниках называется «Пегая Орда».  Пегая Орда, насчитывавшая более 400 профессиональных воинов и возглавляемая князцом Воней, оказывала упорное сопротивление дружинам русских воевод и их союзникам кодским хантам. Лишь после сооружения в 1596 г. Нарымского острога Пегая Орда была подчинена Московскому царю.  Часть селькупов ушла в северные земли, на р.Таз — тогда и началось формирование северной группы "остяко-самоедов".  С тех пор северные и южные селькупы оказались разделены — между ними лежат земли, занятые ваховскими хантами и елогуйскими кетами.

Жилище северный селькупов: https://vk.com/video-170441641_456239075

Кеты

http://travelask.ru/articles/kety-severnye-indeytsy-spustivshiesya-so-zvezd

кеты http://travelask.ru/articles/kety-severnye-indeytsy-spustivshiesya-so-zvezd
кеты http://travelask.ru/articles/kety-severnye-indeytsy-spustivshiesya-so-zvezd

Кеты — чудом сохранившаяся народность, проживающая вдоль берегов Енисея. Несмотря на исконно сибирские корни, кеты имеют генетическую связь с южноамериканскими индейцами.

Первое упоминание названия «кеты» относится лишь к 20-м годам прошлого столетия. До этого народность, проживавшую вдоль берегов Енисея, называли енисейскими остяками или енисейцами. Это название впервые встречается в российских письменных памятниках XVII-XVIII веков, в период активного освоения сибирских земель. Тогда остяками называли большую часть северных коренных жителей: хантов, югов, селькупов, эвенков. Самоназвание народности «кето» происходит от слова «кет», что значит человек. Основная зона обитания кетов — северная часть Красноярского края. Большая часть народности проживает в удаленном от Красноярска более чем на 1 000 км Туруханском районе, вдоль притоков Енисея рек Курейка, Подкаменная Тунгуска, Турухан, Нижняя Тунгуска, Елогуй. Кеты — одна из самых малочисленных северных народностей, численность которой, по данным переписи 2010 года, составляет 1220 человек. Начиная с 1959 года наблюдается увеличение числа жителей, максимальный показатель показала перепись 2002 года: 1494 человека. Больше всего представителей народности — 215 человек, живет в селе Келлог, расположенном на левобережье реки Елогуй. В XIX столетии значительная часть кетов утратила свой язык, перейдя на селькупский. Внешне кеты напоминают американский индейцев, однако их черты лица имеют больше монгольского: скулы менее выражены, лицо более округлое, глаза небольшие.

Отличительная особенность кетов — низкий рост. Его средний показатель составляет 140 см у мужчин и женщин, что делает кетов самой низкорослой нацией в континентальной части Евразии. Для сравнения, средний рост пигмеев, которые в общем представлении считаются самыми низкорослыми в мире, составляет 144 см. Мой рост 162 см. Можете посмотреть на фото, какой маленький Геннадий Поликарпович, а его жена (селькупка) совсем крошечная.

Казаченко Н.,Урбанович Н. ”Стойбище остяков“. Холст, масло. https://www.leslib.ru/failes/art46.html
Казаченко Н.,Урбанович Н. ”Стойбище остяков“. Холст, масло. https://www.leslib.ru/failes/art46.html

ПРОДОЛЖЕНИЕ

https://zen.yandex.ru/media/id/5e42b6dfa183c01896910fc2/mangazeia-2019-chast-4-5e43ae70b7ee290469faaac5