Найти тему
Ольга Осипенко

"Супер-мама" Сесиль Лупан. Почему мы никогда не сможем на 100% применить её методику

Сесиль Лупан

Когда мы занимаемся с ребёнком, конечно же мы хотим, чтобы это доставляло радость и ему, и нам. Иначе это выйдет какая-то каторга, а не материнство. Наверное поэтому в самом начале своей материнской жизни я остановилась на труде Сесиль Лупан, которая пропагандирует радостный и занимательный подход в воспитании детей. То, как отношусь к ее методике сейчас, тем более получив сертификат педагога раннего развития - напишу в конце, в выводах.

«Все, о чем я говорю в этой книге, может и должно осуществляться обязательно с радостью. Лучше ничего не делать, чем вызывать у ребенка скуку.» (С. Лупан, "Поверь в свое дитя")

Сесиль Лупан - бельгийка, проживающая в Париже. Родилась в 1955 году. Прославилась своим подходом к воспитанию двух дочек-погодок и написала книгу "Поверь в свое дитя". Она училась у самого Гленна Домана. Раскритиковав его методику, создала свою, основанную на обучении детей посредством игры, стихов и песенок.

Ее дочери в 2 и 3 года поразили всех своей эрудицией. При этом она, в отличие от Гленна Домана, не ставила целью показать, смотрите, какие мы молодцы, и чему научили своих детей. Такие маленькие «гении-обезьянки» у всех здравомыслящих людей вызывают антипатию. Но как мне показалось, у Лупан, наоборот, развитие детей выглядит очень гармоничным. Вопрос в другом, реально ли следовать ее методике на практике, и нужны ли такие знания нашим детям и в таком возрасте. Но ради интереса предлагаю вам ознакомиться с отрывком из ее книги.

«Тогда-то я и решила написать книгу. Уже давно, точнее, с тех пор, как я встретила Франсуазу Дольто (известный французский детский психоаналитик, выдающаяся личность, прим.авт.), эта идея носилась в воздухе. Она сразу же заявила, что мне следует обо всем рассказать: написать о матери, которая не испытывает "стахановских колик", не мечтает создавать гениев, но стремится наилучшим образом удовлетворить любознательность своих детей, дать им в руки самые замечательные инструменты для исследования окружающего мира.

Однако меня особенно вдохновили письма, которые я стала получать после выступления по радио. В апреле 1986 года Жак Прадель пригласил меня выступить в своей передаче "Контакт" на Франс-Интер. Ко мне домой приехал репортер и стал без всякой подготовки расспрашивать моих дочек о том, что они любят. Трехлетняя Галя (у Лупан муж с русскими корнями, прим.авт. ), которая чувствовала себя вполне свободно с этим симпатичным дядей, рассказывала ему, какие государства находятся на карте Южной Америки, затем прочитала басню Жана Лафонтена "Лиса и Журавль", спела куплеты о Бурбонах и объяснила между прочим, почему Генриха IV называли "Дамским угодником". Затем она взяла карточки с алфавитом и разложила прописные буквы, каждую рядом с одноименной строчной, при этом называя их. Я заговорила с ней по-английски, и она стала сразу переводить на французский "для дяди". Я дала ей книгу о Брейгеле, которую она стала перелистывать, перечисляя названия картин. В это время молчавшая до того двухлетняя Селина (она стесняется новых людей) не выдержала и сообщила, что в картине "Торжество Смерти" рыцарь погибает, хотя он очень храбро сражается, а трус прячется, но все равно умирает! Живопись - любимый предмет моих дочек, как, впрочем, почти всех детей. Возможно, это связано с тем, что ребята интуитивно чувствуют, что перед ними шедевры мирового искусства. Разговор был записан на пленку и приводился отрывками, иллюстрируя мое интервью. Это было очень удачно, так как убеждало в моей правоте лучше всяких объяснений.»

Меня очень поразил этот отрывок, особенно с учетом того, что на момент прочтения книги сыну было несколько месяцев, и я обожаю историю, искусство и географию.

Но как легко "разбились" идеи Лупан об обычную жизнь)))

Начнем с того, чтобы реализовать ее методику, необходимо расписание занятий. И хотя она говорит, что оно может быть плавающим, у меня ни за что не хватило бы сил и мотивации проводить их в таком объеме.

Во-вторых, дети абсолютно разные. И даже не в том плане, что одни - более спокойные, а другие- активные (как говорила о своих девочках сама Лупан), а в том, что есть врожденные способности, которые обеспечивают такое любопытство и развитие. Глядя на своего сына (ему сейчас 2,3), я не скажу, что он сильно отстает в развитии, но он только научился более-менее говорить, несмотря на то, что я ним занималась и речью, и разноплановым развитием, как рекомендуют психологи и педагоги. Просто в какой-то момент я поняла, что мне вообще не интересно РАННЕЕ ОБУЧЕНИЕ. По физиологии ребенку нужно раннее естественное развитие. Я бы тут убрала даже слово "раннее", оставив просто "естественное развитие". Что, собственно, и подтвердили мои курсы педагога.

В-третьих, маме, помимо мотивации, нужно самой обладать недюжим интеллектом, эрудицией и фантазией. Лупан сама сочиняла стихи на тему Истории Франции, знала мировое искусство и литературу, и т.п. Я даже не представляю, как среднестатистическая мама может найти столько времени на изучение этих предметов (если до декрета она не имела образования искусствоведа или историка), чтобы потом донести информацию в легкой форме малышу. Тут же еще нужен талант педагога. Да и, пожалуй, никаких "выгораний", "работ" и "болезней" не должно допускаться. Конечно, я сразу соотношу с собой - на самом деле, у меня иногда получается выразить какие-то мысли в стихах, могу отличить Моне от Мане, Пикассо и Дали, а география была любимым предметом в школе, но даже близко не стою с теми знаниями, которыми обладала Сесиль.

Вот и доказательство-воспитание начинается с себя. Ребенок прежде всего считывает пример с мамы.

Но, несмотря на то, что 70% обучения, которое проводила Лупан, пусть в игровой форме, нам точно не нужно, можно стремиться к тому, чтобы окружать ребенка прекрасным, самообразовываться, быть более организованной в занятиях с детьми.

Итак, Да/Нет: Метод Сесиль Лупан

Однозначно да:

  • Гимнастика с рождения, грудничковое плавание
  • История, география, искусство в игровой форме по 5-10 минут в день с помощью песен и стихов 1-2 раза в неделю не раньше, ем с двух лет.
  • Выразительное чтение басен и объяснение их смысла (после двух лет)
  • Занятия творчеством (рисование, лепка и т.п.)
  • Игра на музыкальном инструменте (с 4 лет)

Что бы я точно НЕ заимствовала:

  • Занятия с вертикальной доской Домана (это когда ребёнка с 1 месяца кладут на специальную доску, чтобы тот ползал)
  • Карточки для счёта (тоже из методики Домана) и вообще ранний счёт
  • Изучение нот
  • Раннее чтение

Если вам интересен ее подход, можно почитать книгу "Поверь в свое дитя". Издавалась издательством МИФ, но я в тот момент не нашла ее в продаже, взяла в свободном доступе на сайте электронной библиотеки koob.ru. Сейчас вроде бы в продаже есть.

-2

Статья по теме - География в стихах для малышей (там выдержка из книги Лупан в русском переводе, мой стих и стихи Андрея Усачева)