Всем привет!
Перед началом статьи хотел бы извиниться перед своими подписчиками за своё долгое отсутствие на канале. Просто решил взять временную творческую паузу. Но не волнуйтесь, впредь статьи будут публиковаться в обычном режиме (раз в два—три дня). И кстати, в процессе написания сейчас находится статья про споттинг в Шереметьево, которая выйдет на этой неделе. Так, ну всё, вроде всё сказал, можно начинать.
Аэродром в московском районе Тушино — одна из самых известных любителям авиации по всём бывшем СССР точек на карте столицы.
В одной из предыдущих статей про гидроаэродром я упоминал Тушинский аэродром, сегодня решил рассказать о нем чуть подробнее.
Ещё в 1929 году, когда Тушино было обычной подмосковной деревней (а в состав Москвы Тушино вошло в 1960 году, успев получить в 30-е годы статус города), здесь открылась лётно-техническая школа Осоавиахима. На базе школы готовили лётчиков и других авиационных специалистов. С Тушиным связаны имена Чкалова, Громова, Коккинаки, Яковлева и других авиаторов.
Огромное поле в 200 гектар на долгие годы стало использоваться для взлётов и посадок множества учебных и военных самолётов.
В 1933 году открылась Высшая парашютная школа, а в 1935 году было принято решение о создании Центрального аэроклуба СССР.
Выполняя это решение, строители произвели колоссальный объем работ по расширению аэродрома и инфраструктуры: система дренажа позволила осушить болотистые почвы, были возведены земляная дамба и насосная станция, построены две ВПП, здание командно-диспетчерского пункта, ангары и другие сооружения для нужд созданного аэроклуба.
Тогдашнее увлечение авиацией носило массовый характер: юноши и девушки грезили небом и делали свои первые лётные «шаги» именно в тушинском небе. Тушино надолго становится главной учебно-тренировочной базой авиации в СССР.
Относительно удобное расположение позволило использовать аэродром для проведения парадов в честь Всесоюзного дня авиации (18 августа). С начала 80-х годов парады стали проводиться в третье воскресенье августа — в выходной день зрелище притягивало тысячи любителей авиации.
Местные жители привыкли к постоянному виду учебных самолётов и парашютистов. Улицы поблизости обрели «авиационные» имена: проезд Стратонавтов (в честь погибших лётчиков стратостата), улицы Циолковского, Долгова (парашютиста-испытателя), Лётная.
В сети удалось найти упоминание о малоизвестном проекте парадного входа на территорию аэрополя: автор публикации упоминает, что нашёл его в архивах архитектора Спасова. Проект датирован 1946 годом, но по неизвестным причинам так и не был воплощён.
Постепенное разрастание столицы (как и в случае с Ходынским полем) привело к тому, что ценным для мегаполиса площадям аэродрома стали искать альтернативное применение. Ещё в 70-е годы городские власти планировали возвести на месте аэродрома жилой микрорайон, но проблемы с подтоплением почвы не позволили реализовать эти планы. Масштабную стройку перенесли в соседний район Строгино, который подтоплений избегал.
Даже спроектированную для будущего района станцию метро (сначала носившую в проектах название «Аэрополе», а затем «Волоколамская») пришлось оставить законсервированной — поезда проходили её без остановки.
Развал СССР и последующие изменения в экономике и управлении хозяйством стали для аэродрома роковыми. Ещё в 90-е годы удобство расположения и масштабы площадей позволили проводить на его территории массовые мероприятия: самым заметным событием стал фестиваль «Монстры Рока», прошедший в сентябре 1991 года. «AC/DC», «Metallica», «Pantera», выступившие на фестивале, считались тогда главными музыкальными легендами и собрали более 700 тысяч человек!
Планы новых столичных властей относительно судьбы аэродрома плавно менялись. Одно время наиболее реалистичным казалось переформатирование аэродрома в площадку для бизнес-авиации и авиатакси. Но последующий выбор в пользу высотной застройки окружающих районов уже не позволил сохранить аэродром действующим. Оставалось найти инвестора с самым выгодным для города предложением.
В результате таким инвестором стали владельцы футбольного клуба «Спартак». Долго скитавшийся без стадиона клуб получил место для долгожданной арены, а инвестор получил право на застройку знаменитого аэродрома жилыми домами.
Появился повод и расконсервировать станцию метро — она получила название «Спартак».
Авиационное прошлое Тушинского аэродрома ушло в небытие и остаётся лишь в названиях соседних улиц и памяти местных жителей.
Таким было наше сегодняшнее воспоминание — подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить другие рассказы из нашей авиационной истории!
Если вам понравилась статья, вы можете поддержать автора переводом любой суммы: