Найти в Дзене
Аэрофилия

История застроенного тушинского аэродрома

Всем привет!

Перед началом статьи хотел бы извиниться перед своими подписчиками за своё долгое отсутствие на канале. Просто решил взять временную творческую паузу. Но не волнуйтесь, впредь статьи будут публиковаться в обычном режиме (раз в два—три дня). И кстати, в процессе написания сейчас находится статья про споттинг в Шереметьево, которая выйдет на этой неделе. Так, ну всё, вроде всё сказал, можно начинать.

Аэродром в московском районе Тушино — одна из самых известных любителям авиации по всём бывшем СССР точек на карте столицы.

В одной из предыдущих статей про гидроаэродром я упоминал Тушинский аэродром, сегодня решил рассказать о нем чуть подробнее.

Ещё в 1929 году, когда Тушино было обычной подмосковной деревней (а в состав Москвы Тушино вошло в 1960 году, успев получить в 30-е годы статус города), здесь открылась лётно-техническая школа Осоавиахима. На базе школы готовили лётчиков и других авиационных специалистов. С Тушиным связаны имена Чкалова, Громова, Коккинаки, Яковлева и других авиаторов.

На мероприятиях в Тушино собирались не только авиаторы
На мероприятиях в Тушино собирались не только авиаторы

Огромное поле в 200 гектар на долгие годы стало использоваться для взлётов и посадок множества учебных и военных самолётов.

В 1933 году открылась Высшая парашютная школа, а в 1935 году было принято решение о создании Центрального аэроклуба СССР.

Парашютисты в тушинском небе многие годы были привычной частью местного пейзажа
Парашютисты в тушинском небе многие годы были привычной частью местного пейзажа

Выполняя это решение, строители произвели колоссальный объем работ по расширению аэродрома и инфраструктуры: система дренажа позволила осушить болотистые почвы, были возведены земляная дамба и насосная станция, построены две ВПП, здание командно-диспетчерского пункта, ангары и другие сооружения для нужд созданного аэроклуба.

-3

Тогдашнее увлечение авиацией носило массовый характер: юноши и девушки грезили небом и делали свои первые лётные «шаги» именно в тушинском небе. Тушино надолго становится главной учебно-тренировочной базой авиации в СССР.

Относительно удобное расположение позволило использовать аэродром для проведения парадов в честь Всесоюзного дня авиации (18 августа). С начала 80-х годов парады стали проводиться в третье воскресенье августа — в выходной день зрелище притягивало тысячи любителей авиации.

На авиапарадах развлекательную программу поддерживали и такие киоски с шампанским
На авиапарадах развлекательную программу поддерживали и такие киоски с шампанским

Местные жители привыкли к постоянному виду учебных самолётов и парашютистов. Улицы поблизости обрели «авиационные» имена: проезд Стратонавтов (в честь погибших лётчиков стратостата), улицы Циолковского, Долгова (парашютиста-испытателя), Лётная.

В сети удалось найти упоминание о малоизвестном проекте парадного входа на территорию аэрополя: автор публикации упоминает, что нашёл его в архивах архитектора Спасова. Проект датирован 1946 годом, но по неизвестным причинам так и не был воплощён.

Нетрудно заметить сходство входа с парадным входом в Парк Горького.
Нетрудно заметить сходство входа с парадным входом в Парк Горького.

Постепенное разрастание столицы (как и в случае с Ходынским полем) привело к тому, что ценным для мегаполиса площадям аэродрома стали искать альтернативное применение. Ещё в 70-е годы городские власти планировали возвести на месте аэродрома жилой микрорайон, но проблемы с подтоплением почвы не позволили реализовать эти планы. Масштабную стройку перенесли в соседний район Строгино, который подтоплений избегал.

Строгинская застройка видна на заднем плане фотографии Ан-24 — снимок начала 90-х
Строгинская застройка видна на заднем плане фотографии Ан-24 — снимок начала 90-х

Даже спроектированную для будущего района станцию метро (сначала носившую в проектах название «Аэрополе», а затем «Волоколамская») пришлось оставить законсервированной — поезда проходили её без остановки.

Развал СССР и последующие изменения в экономике и управлении хозяйством стали для аэродрома роковыми. Ещё в 90-е годы удобство расположения и масштабы площадей позволили проводить на его территории массовые мероприятия: самым заметным событием стал фестиваль «Монстры Рока», прошедший в сентябре 1991 года. «AC/DC», «Metallica», «Pantera», выступившие на фестивале, считались тогда главными музыкальными легендами и собрали более 700 тысяч человек!

Съёмка «Монстров Рока» с вертолёта
Съёмка «Монстров Рока» с вертолёта

Планы новых столичных властей относительно судьбы аэродрома плавно менялись. Одно время наиболее реалистичным казалось переформатирование аэродрома в площадку для бизнес-авиации и авиатакси. Но последующий выбор в пользу высотной застройки окружающих районов уже не позволил сохранить аэродром действующим. Оставалось найти инвестора с самым выгодным для города предложением.

В результате таким инвестором стали владельцы футбольного клуба «Спартак». Долго скитавшийся без стадиона клуб получил место для долгожданной арены, а инвестор получил право на застройку знаменитого аэродрома жилыми домами.

-8

Появился повод и расконсервировать станцию метро — она получила название «Спартак».

Авиационное прошлое Тушинского аэродрома ушло в небытие и остаётся лишь в названиях соседних улиц и памяти местных жителей.

Таким было наше сегодняшнее воспоминание — подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить другие рассказы из нашей авиационной истории!

Если вам понравилась статья, вы можете поддержать автора переводом любой суммы: