Я могу понять людей, которые не ходят на похороны своих близких, чтобы помнить ушедших в небытие только живыми. Конечно, далеко не все так поступают: как ни пафосно это звучит, но настоящая любовь сильнее смерти и никакие переживания, связанные с похоронами, не способны разрушить ее таинство.
Так или иначе, но традиция сохранения образов усопших именно как усопших в нашей культуре отсутствует. И если кто-то зарисовывает с натуры или фотографирует покойного, то это скорее является исключением из общей тенденции и делается как правило в приватных целях, а не для широкого распространения.
Однако Александр Сергеевич Пушкин, лежащий в гробу, был запечатлен в этом положении как минимум пятью разными людьми, трое из которых - профессиональные художники.
Правда, если сравнить между собой эти изображения, возникает ощущение, что рисовавшие побывали на похоронах не одного и того же человека, а нескольких разных людей.
К примеру, при сопоставлении живописного портрета работы Козлова и литографии по рисунку Бруни, сразу бросается в глаза несовпадение в деталях. Подушки в гробу имеют разный размер, в одном случае покрывало положено с отворотом, а в другом без отворота, на картине Бруни на груди Пушкина лежит икона, а на картине Козлова её нет, у Козлова сюртук на покойном подогнан точно по фигуре, а у Бруни он явно великоват…
Но даже если предположить, что эти художники стремились достоверно передать только облик умершего поэта, а детали рисовали по памяти как придётся, то всё равно остаются заметными существенные различия. На картине Козлова нос у Пушкина прямой с загибающимся вниз кончиком, а на картине Бруни нос чуть ли не утиный. Козлов изобразил тонкие губы и небольшой острый подбородок, а по версии Бруни у Пушкина губы пухлые и сильно выдаются вперёд, а подбородок почти квадратный. Да и причёску мёртвый Пушкин каким-то образом сменил: на картине Козлова у него волосы в мелких кудрях полностью закрывают уши, а на картине Бруни волосы почти прямые и только чуть-чуть завиваются, а уши открыты.
На рисунках Мокрицкого и Струговщикова тело Пушкина, одетое в сюртук, изображено лежащим не в гробу, а на кровати или на столе. Получается, что усопшего обмыли и одели до того, как был доставлен гроб, а потом его ещё раз переложили. Это странно, так обычно не поступают. Ну а отличия между самими изображениями вы можете при желании поискать самостоятельно.
Человек, изображенный рисунке Жуковского, вообще на Пушкина мало похож. Но Жуковскому, как и Струговщикову, это простительно. Они ведь не художники и свои живописные таланты начал проявлять только когда Пушкин умер.
"Пушкин изображен во гробе под саваном, икона на груди, голова на подушках. Смерть уже обозначила на лице разрушительную силу свою, на устах застыло страдание. - Превосходный рисунок и отличная чистота отделки дают сему произведению почетное место в числе наших литографий. Ф. А. Бруни рисовал с натуры на другой день смерти Пушкина и сам же переводил рисунок на камень. Продается во всех эстампных магазинах по 5 руб."
Так писала "Художественная газета" в апреле 1837 года о литографии по рисунку Бруни. Быть может, именно этот рисунок и является настоящим, подлинным, действительно сделанным у гроба Пушкина?
Позволю себе категорически не согласиться и утверждать, что все без исключения изображения умершего Пушкина не являются достоверными и выполнены фантазийно с целью наживы и спекуляции на известном имени. Аргументы могу привести следующие. Во-первых, в начале статьи уже говорилось о морально-этических нормах, в соответствии с которыми в России изображать усопших не принято. Во-вторых, Пушкин, несмотря на свою популярность, был скромным человеком и собственных портретов в эстампных лавках не продавал, хотя, если бы делал это, то мог бы иметь от таких продаж неплохой доход.
При жизни Пушкина читателям были известны только два его портрета, но они были опубликованы не на открытках, а в печатных изданиях. Портрет Пушкина в возрасте 16 лет работы Гейтмана был напечатан в его книге "Кавказский пленник" в 1822 году.
Другой портрет, более известный, появился в конце 20-х годов 19 века в альманахах "Северные цветы" и "Подснежник". С ним связана почти детективная история, ссылку на которую можно найти в конце этой статьи.
Если сам Пушкин не тиражировал активно своих прижизненных изображений, то вряд ли его родственники пожелали бы распространять посмертные и приглашать на похороны каких-то художников, чтобы сделать рисунки.
Поэтому все, кто рисовал умершего Пушкина, лежащего в гробу - циничные самозванцы, дельцы от искусства, готовые ради славы и наживы попирать моральные нормы. Перечислю еще раз их имена: Александр Козлов (Игнатьев), Федор Бруни, Аполлон Мокрицкий, Александр Струговщиков (литератор), Василий Жуковский (литератор).
Полагаю, к именам этих псевдохудожников можно смело приобщить имена людей, которые эти портреты экспонируют в музеях, комментируют, тиражируют и пр. Ведь наивно думать, что изображение мертвого Пушкина несет в себе что-то от настоящего поэта. Соответственно, те, кто эту идею продвигают, занимаются недостойным делом.
Поэт Александр Пушкин давно умер, не оставив после себя ничего, кроме своих произведений. Писал он их не ради денег или славы, а исполняя данный ему завет - "...глаголом жги сердца людей". И потому возня с портретами, черновиками и прочими артефактами, начавшаяся после смерти Пушкина, является не результатом всенародной любви к поэту, а порождением человеческой глупости и жадности. И потому не надо в этой возне участвовать. Лучше еще раз перечесть "Сказку о рыбаке и рыбке". Ну, или "Барышню-крестьянку"...
Если вы нажмете на кнопку с пальцем вверх, мне будет приятно узнать, что статья вас заинтересовала.
Детективную историю портрета Пушкина работы Кипренского читайте в этой статье
И подписывайтесь на канал Смотри в корень: здесь есть много других историко-литературных расследований.