Александр ВАСИЛЬЕВ начал с частного — с комнаты в коммуналке. Перешел к самой квартире. Обрисовал соседей. Теперь, наконец, и дом, в котором все это происходило, известен — улица Чаплыгина, 1-А, также называемый доходным домом Грибовых.
Думаю, большинству старых москвичей известен дом, о котором я веду рассказ. Да, да, это тот не самый знаменитый, но и весьма небезызвестный в Москве дом 1-А по улице Чаплыгина, где с 1987 года находится «Табакерка» (Театр-студия Олега Табакова).
Дом сей был спроектирован в начале прошлого века замечательным, по моему мнению, довольно тогда еще молодым немецким архитектором Густавом Гельрихом, временно носившим еще и по нашей отечественной традиции отчество Августович. Гельрих был человеком даже не то, что особо талантливым, хотя, возможно, и не без того, но, несомненно, очень умным, качество, на мой личный взгляд, именно в архитекторе часто более важное и полезное. Он оставил о себе в Москве весьма добрую память, многие его постройки сохранились, но с началом Первой мировой Густав Августович вновь вынужден был отбросить отчество и вернуться на родину, где его следы затерялись. Жаль. Мог бы еще поработать на благо российской столицы.
Однако закончим о грустном. По этому его проекту, разные источники несколько расходятся в датах, но, скорее всего к началу 1912 года был построен доходный дом текстильных фабрикантов братьев Грибовых, который тогда получил еще без всяких букв первый номер по Машкову переулку (позже ставшим улицей Чаплыгина).
В 1927 к нему со стороны Харитоньевского переулка пристроили некую огромную по тем временам конструктивистскую дуру. Я вообще-то к конструктивизму отношусь вполне терпимо, а к некоторым образчикам так даже положительно, но здесь была какая-то явно неуместная попытка скрестить ежа с ужом, даже выяснять нет охоты, кто всё это проектировал. Окончательно испортить дом Грибовых не удалось, но напакостили несомненно. И вот этому, уже новому строению теперь присвоили номер первый. А то ли, чтобы подчеркнуть единство новообразованного чудаковатого монстра, то ли примитивно, чтобы не перенумеровывать все остальные дома, на мой повесили табличку «1-А».
Когда же в 1942 году, после смерти жившего у нас же одного из основателей отечественной аэродинамики академика Чаплыгина, переулок, до того носивший имя гоф-юнкера Машкова, переименовали, образовался уже окончательно и существующий доныне адрес «Чаплыгина 1-А».
Единство дома № 1 и 1-А, как я понимаю, постарались оформить не только архитектурно, но и организационно. Похоже, получилось столь же несколько нелепо. Потому как новый конструктивистский дом изначально задумывался как жилищный кооператив научных работников, ну, вы сами можете догадываться какого ранга и уровня. Однако потом в кооператив этот как бы объединили оба дома. Но, поскольку в нашем было довольно много перенаселенных коммуналок, структура, конечно, получилась крайне странная. Впрочем, я не собираюсь претендовать на лавры нового Гиляровского, у меня абсолютно другие задачи более чем частного порядка. Так что историческую часть завершаю и вновь возвращаюсь к сугубо личным воспоминаниям.
Замечу только напоследок, поскольку в доме жило и бывало слишком много знаменитых людей, вплоть до Ленина, посещавшего тут Горького, то количество мемориальных досок на фасаде уже начинает превышать все мыслимые пределы. Впрочем, я посмотрел внимательно – для моей там место, пусть и не большое, но еще осталось.
Начало рассказа о доме на улице Чаплыгина и другие тексты Александра Васильева.
Блог Александра Василиева в ЖЖ.
Делитесь своими историями! Почта emka3@yandex.ru