Найти в Дзене
Ника Марш

Пираты за честь принцессы

…едва корабль начал удаляться от берегов Триполи, принцесса Мелисенда почувствовала дурноту. Лекари, посчитавшие, что это обычное проявление «морской болезни» поспешили облегчить страдания будущей императрицы. Но состояние девушки ухудшалось стремительно, да настолько, что судно повернуло назад. Проведя пару дней на суше, и убедившись, что невеста может снова отправляться к своему жениху, византийские посланники приказали отплывать. Город еще был отлично виден, когда Мелисенда упала в обморок. Ее таинственная хворь повторилась точь-в-точь, поставив в тупик всех, кто это наблюдал. Ведь принцесса была абсолютно здорова…

Мелисенда де Сен-Жилль родилась около 1140 года в Триполи, где безраздельно царствовали ее отец Раймунд II и иерусалимская принцесса Годиэрна. Мать и отец никак не могли прийти к миру: вся их совместная жизнь была чередой безумных скандалов, настолько громких и ужасных, что мирить супругов приезжала лично королева Иерусалима, в честь которой и назвали Мелисенду.

Триполи
Триполи

Дело в том, что Годиэрна, будучи королевской дочерью, и обладая на редкость властным характером, старалась единолично управлять графством Триполи. Решения супруга казались ей неверными, неточными, а его амбиции – недостаточными. Она с легкостью вмешивалась в дела большой политики, стараясь навязать свое мнение, и до известной степени ей это удавалось. Миру в семье, разумеется, такая независимость не способствовала.

Граф Триполи не раз пожалел, что связался с родом иерусалимских королей. Он надеялся на прочные семейные узы, на поддержку родственников, а получил бесконечные скандалы. В конечном счете, супруги решили пожить отдельно друг от друга. Но едва Годиэрна с детьми выехала к своей семье, Раймунд II был убит. Это преступление совершили асассины, по крайней мере, так говорили в двенадцатом веке. Графине Триполи пришлось возвращаться, чтобы взять бразды правления в свои руки. До совершеннолетия обожаемого сына.

Мелисенда мало интересовалась политикой. Наоборот, наблюдая, как ссорятся родители, она поняла, что власть и тщеславие – не лучшее, к чему следует стремиться. Поэтому юная принцесса изучала языки, читала книги, занималась музыкой и…расцветала. К 1158-му году Мелисенду называли прекраснейшей из девушек. В ней причудливо переплелись французские, итальянские и армянские гены, современники отмечали красоту ее огромных темных глаз и вьющихся волос, ее музыкальный голос и стройный стан. Такую великолепную красавицу пора было выдавать замуж.

-2

Брат, который унаследовал власть в Триполи, разумно посчитал, что его сестра заслуживает блестящей судьбы. Западные принцы были слишком далеко, и поэтому их кандидатуры отмели сразу, а вот поблизости находился император Византии. Мануил Комнин только-только овдовел, нуждался в наследнике престола, и считался самой желанной партией для любой из принцесс этого региона.

Но Мануил не собирался покупать кота в мешке. Сначала он послал в Триполи своих представителей, которые должны были убедиться, что принцесса 1) красива, 2) здорова. Иоанн Севаст подтвердил в письме императору: девушка необычайно хороша собой, и никаких препятствий для брака нет.

Раймунд III любил свою сестру. И чтобы Мелисенда не чувствовала себя в Константинополе бесприданницей, собрал для нее роскошные дары. Чтобы вывести приданое будущей византийской императрицы потребовалось 12 галер! Все предвкушали пышную свадьбу, замечательное будущее для Мелисенды, и не менее замечательное для всей ее семьи, которая теперь породнилась с базилевсом.

Мануил Комнин, средневековая гравюра
Мануил Комнин, средневековая гравюра

Однако судьба посмеялась над этими планами. Едва корабли начали отплывать от Триполи, с Мелисендой случился припадок. Пришлось вернуться назад. Повторное отплытие назначили спустя несколько дней – и вновь принцессе стало плохо. Третья попытка обернулась таким же провалом. Словно море и Византия были настоящим табу для принцессы Мелисенды!

Разъяренные византийцы рвали и метали. Иоанн Севаст, посланник Мануила Комнина, безуспешно искал выход из положения. Союз срывался по какой-то глупой и непонятной причине! Обратились к священнику – кто еще мог подсказать пути решения проблемы человеку двенадцатого века? И ответ прозвучал: все готово для этого брака, но те, кто стремится в него вступить, очевидно, недостойны своей роли.

Кто надоумил священника говорить именно эти слова – неизвестно. Но они вошли в века. Византийцы воспользовались этой уловкой и мгновенно объявили, что недостойная своей роли, конечно, Мелисенда. Припомнили, что ее родители вечно ссорились между собой, а значит, девушка могла родиться не от законного союза, а в результате супружеской измены. Не может же император жениться на незаконнорожденной… Кто-то даже пустил слух, что Мелисенда уже состоит в браке, и вообще – беременна.

родословное древо правителей Триполи
родословное древо правителей Триполи

Принцессу оставили на берегу и отплыли восвояси. Император Мануил поспешно женился на другой – на княжне Марии Антиохийской. А Раймунд III поклялся отомстить за честь сестры: несостоявшаяся свадьба и неприятные разговоры, которые вокруг нее велись, серьезно сказались на репутации Мелисенды.

Она понимала, что шансы выйти замуж у нее теперь ничтожно малы. Покрытая незаслуженным позором, Мелисенда из Триполи ушла в монастырь, где и скончалась через год, в 1161-м. Что с ней в действительности произошло на корабле - неясно. Но вероятнее всего, девушка просто перенервничала перед будущим замужеством.

Брат Раймунд сдержал свое слово: на приданое, которое он приготовил для сестры, были наняты корабли пиратов, целая флотилия. Разбойники получили четкий приказ – безжалостно разграбить побережье Кипра, принадлежащее византийцам. И те благополучно справились со своей задачей.

С императором граф Триполи больше не имел никаких дел, и даже имени его слышать не желал – на все византийское в его владениях теперь было наложено табу.

Подписывайтесь на мой канал Ника Марш и читайте больше увлекательных статей, посвященных истории Средневековья!