Найти тему
Стив Май

Учебники Петерсон: просто восторг

Я написал пару статей про учебники этого автора.

За что Вы так не любите Л.Г. Петерсон, Стив?

И снова о Петерсон

Почему учебники Петерсон одним подходят, а другим - нет

Почему рабочие тетради - зло (статья не персонально о Петерсон, но на её примере)

Сами статьи не так интересны, как комментарии к ним. Довольно много высказываний такого плана:

Учебник замечательный!!! Работаю по нему более 15 лет. Все (!!!) дети в восторге

И вот сегодня я хочу обратить внимание именно на эту ситуацию: учебники Петерсон собирают восторги. Откуда они берутся.

Я не буду перемывать кости окружайке и так далее, а возьмусь за привычную математику.

В петерсонских учебниках есть несколько слоёв. Может, так задумывалось изначально, а может, получилось само собой, и всё же это так.

Первый слой детский, на него обращают внимание именно дети. Внешне эти учебники больше всего походят на иллюстрированные журналы ребусов. И вот эти ребусы - обращение к ребёнку. Петерсонские учебники реально интересно читать детям. Интересно разгадывать кроссворды, угадывать числа и так далее. Да и не только детям, в книгах есть и обращения к внутреннему ребёнку любого взрослого. Я сам видел, как серьёзные, умудрённые опытом, даже в каком-то месте пожилые учителя, вели себя как маленькие дети, отгадывая эти загадки. "Детям нравится математика" - говорят адепты. "Детям нравится отгадывать загадки" - следовало бы говорить.

Я не скажу, что такое оформление недопустимо для школы, а то меня тапками закидают. Но скажу, что, работая с ребусами постоянно, особенно в начальной школе, дети начинают воспринимать и науку как ребус. Добавьте сюда поощрение любого результата решения головоломки, а не только нужного (именно так положено по методичке), и вы получите попытки искать ребусы во всех сферах жизни:

У старшей в Детском саду была Петерсон. Читаю ей сказку. По сюжету есть ворона, заяц, ёжик, медведь. И картинка с ними же нарисована. И тут ребёнок выдаёт "ворона лишняя на картинке". <далее...>

Пока писал статью, мне написали ещё один комментарий:

Учебники по Петерсону просто ужас. К 4 классу ребенок 2 на 5 не умножит, будет искать какой нибудь подвох. <...>

Второй слой математический. Любой математик скажет, что в учебниках Петерсон соблюдается математическая логика, даются определения (порой, правда, очень странные) понятий и так далее . Хотя, тут опишу курьёзный случай, о котором поведал мне знакомый математик. Он смотрел на учебник Петерсон и никак не мог вспомнить, что же за операция над множествами (или, может, свойство) обозначается как дуга сверху:

Из учебника. Видите дугу над каждым эээ... это даже прямоугольником не назовёшь.
Из учебника. Видите дугу над каждым эээ... это даже прямоугольником не назовёшь.

Оказалось, так ЛГ представляет себе завязочки на мешочках. Кстати, далеко не все мешочки она завязала. Я бы рискнул предположить, что речь идёт о замкнутых и открытых множествах, но не рискну. Это я уж не говорю про "стрелку Пирса" во втором классе. Тут ещё можно вспомнить о конкатенации строк, которую Петерсон смело называет сложением, ну и прочие недочёты. И тем не менее, к математической части учебника никогда ни у кого серьёзных вопросов не возникало (запрещали по другому поводу). Если бы меня спросили, я бы толком не нашёл, к чему придраться. Всё-таки, похоже, Дорофеев тут внёс свой вклад (к.ф.-м.н, как-никак). Математики вообще умные товарищи: всегда могут сделать так, чтобы массам не к чему было придраться.

Третий слой психолого-педагогический. Я сознательно объединяю эти два момента в один, и ещё бы сюда физиологический добавил. Вот здесь кроется самая глубоко закопанная собака.

Петерсон не имеет математического образования. Ожидать от человека без такового, что он знает все тонкости математических понятий, о которых пишет - довольно оптимистично. А Диавол, как известно, кроется в деталях.

Большинство понятий, даже самые абстрактные, которые используются в учебниках, имеют определения, местами адаптированные под начальную школу.

"Определение" множества как общего слова.
"Определение" множества как общего слова.

Но проблема в том, что в начальной школе (до 13 лет) человек в принципе не наделён абстрактным мышлением, и никак не может взять в толк, почему кому-то надо говорить "бригада коров", когда положено говорить "стадо". Проговорить и даже выучить текст в рамке - это одно, а понять - совсем другое.

Буква для ребёнка буква - это буква, не может за ней скрываться число, которое, к тому же, никто не знает. Всё может познаваться только на конкретике. Так вот, с точки зрения педагогики, как раз учебники очень провальные. И как решается проблема абстрактного мышления (вернее его отсутствия)? Появляется ещё один слой:

Четвёртый, алгоритмический слой. Петерсон подменяет абстрактные понятия на вполне конкретные алгоритмы. И "непонятная" математика внезапно становится очень "понятной" псевдоматематикой. Спросишь любого запетерсоненного малыша, понятна ли математика - он с радостью скажет, что это самый понятный и любимый предмет в школе.

Вот только вопрос, что именно в этой математике понимают петерсонисты: сложные абстрактные понятия, или все шаги алгоритмов работы с ними?

Понимание шага алгоритма - всего лишь осознание, что ты можешь его выполнить.

Понимание понятия - куда более сложная концепция, в две строки не записать.

Не зная математики, можно работать с алгоритмами и свято верить, что это и есть настоящая математика. Сравнить-то не с чем.

Вот только алгоритмов надо много. Компьютер, он же почему "умный"? Потому что программисты в него кучу алгоритмов заложили. И уравнение решит, и новости по интересам подберёт - на каждый чих свой алгоритм. Вот и приходится заставлять детей учить сотни алгоритмов, вроде умножения на трёхзначное число, в разряде десятков которого стоит 0.

Вот такой многослойный, как лук, учебник.

Не удивительно, что многие дети (и родители) за голову хватаются от навалившейся "математики". И вот возникает вопрос: а зачем мне все эти алгоритмы нужно учить?

Дети, правда, вместо слова "все эти алгоритмы" употребляют слово "математику", потому что на книге, где записаны алгоритмы, написано "Математика" и "учись учиться". Побочный эффект: "учиться" становится эквивалентом "зубри алгоритмы".

Комментарий:

Петерсон создала лучшие учебники. А то, что их не могут осилить тупые современники - это их проблемы

Такие ли тупые те, кто не хочет их осиливать?