История создания главного новогоднего балета России
Когда советские историки балета и хореографы добрались до первоначального либретто «Щелкунчика», оно оказалось едва ли не сценарием праздника в честь Великой французской революции. В Императорских театрах это было невозможно: исследователи решили, что балетмейстер Петипа и композитор Чайковский в 1892 году едва не готовили первую русскую революцию. VTBRussia.ru рассказывает историю создания «Щелкунчика» — и объясняет, как на придворную сцену попала французская крамола.
Казус Лопухова
Черновой вариант сценария «Щелкунчика» достоин того, чтобы привести его целиком.
В «Щелкунчике» господин директор сказал: «Открываются ящики, и из них выходят оловянные солдатики. Выскакивают они с помощью трамплина».
На ящиках надписи: «Оловянные солдатики».
Сюжет. Дерево будет за дверью. Когда они ушли, в комнате темно (черное). Входит молодая девушка в халате с подсвечником в руке. Свечу она заслоняет рукой, таким образом, комната остается в темноте. Дверь открывается, и видна большая елка, которая только свечой и освещена. Появляются крысы с мышиным царем. Часовой на елке стреляет из ружья. Другой часовой бьет тревогу. Ящики (коробки) раскрываются, и оловянные солдатики выскакивают оттуда.
Председатель
Крак! (трещит орех)
Ужасные куик! куик!
Шесть пушек
Пушки
Орудийный залп
Картечь
Она развязывает и снимает с ноги туфлю и изо всех сил...
Страшный снаряд попал в мышиного короля, который повержен в прах, в ту же минуту и король, и войско, и победители, и побежденные исчезают бесследно.
Царство кукол
Марципаны
Леденцы
Ячменный сахар
Лес рождественских елок
Фисташки и миндальное пирожное
Роща варенья
Акт II
Приют гармонии.
В глубине фонтаны.
Танец карамели.
Трубочки с кремом
Танец сквозь века
Паспье королевы
Толпа полишинелей
Карманьола
Две феи
Добрый путь, милый дю Молле!
Если бы «Щелкунчик» действительно был поставлен так, ему бы не было цены, — но в конце XIX века хореографы и зрители так думать еще не умели.
«Господин директор» — это Иван Александрович Всеволожский (или Всеволожской, как предпочитал себя называть он сам). Сегодня его назвали бы интендантом — не функционер во главе хлопотного казенного хозяйства, а человек, лично определявший художественную политику вверенных ему Императорских театров. Всеволожский придумал сценарий балета «Спящая красавица» и сделал заказ на музыку Петру Ильичу Чайковскому, который после полуудачи «Лебединого озера» боялся балета пуще смерти, но которого господин директор ставил выше всех отечественных композиторов. Всеволожский инициировал заказ новой двойной работы Чайковского: балет с оперой в один вечер, в модном парижском духе, «Иоланта» со «Щелкунчиком».