Найти тему
По дорогам сказки

Зачем царицу посадили в бочку?

Существуют ведь более гуманные способы избавиться от ненужной жены…

В некоторых русских сказках, а так же в «Сказке о царе Салтане…» Пушкина, мы встречаемся с таким явлением, как казнь в бочке. Основной сюжет таких сказок – жена рожает ребенка, а ее завистницы посылают царю весть о том, что у нее родилась «неведома зверушка» или просто подменяют детей. Зачем им это надо и при чем здесь бочка - расскажу далее.

Во-первых, давайте разберемся, кто эти завистницы, что так хотят насолить молодой царице. У Пушкина они – сестры новобрачной, обещающие царю и ткать, и готовить, но только не рожать. В других русских сказках это сводная сестра, дочь Бабы Яги. Что интересно – во всех вариантах царь (или царевич) забирает во дворец всех девушек и «тёщу». Благодаря чему происходит безобразная подмена, и это не о письме, а о рожденных царевичах. У Пушкина об этом умалчивается, но Гвидон (он же в других сказках Иван))) – не первый сын царицы (а в некоторых вариантах – вообще подменыш). Старшие её дети – как раз такие, каких царица и обещала родить - «во лбу солнце, а на затылке месяц, по бокам звезды» («по колена ножки в золоте, по локоточки руки в серебре, по косичкам по жемчужинке»). Конечно, зависть – главный стимул для клеветы и подмены, но все же, сдается мне, что сказка эта более древняя, чем обычай брать в жены одну женщину…

"Вы ж, голубушки-сестрицы, Выбирайтесь из светлицы, Поезжайте вслед за мной..." Иллюстрация О.А. Игнащенко
"Вы ж, голубушки-сестрицы, Выбирайтесь из светлицы, Поезжайте вслед за мной..." Иллюстрация О.А. Игнащенко

Собственно, почему же царицу решили казнить? Ну, родила она не то, что обещала, и что? Давайте припомним, о чем наговаривали сестрицы: «не мышонка, не лягушку, а неведому зверушку», в других вариантах просто котенка, щенка или обрубок дерева. Причем практически всегда царь терпел до тех пор, пока жена не рожала обыкновенного ребенка. Тогда он приказывал ее казнить. То есть, получается, что рождение животного прощалось, а вот появление нормального ребенка было признаком «непригодности» царицы. Здесь перед нами отголосок самых древнейших верований. Ведь в некоторых вариантах сказки Баба Яга обращает новорожденных в волчат или голубей. Вполне вероятно, что оборотничество для царских детей как раз и было «нормой», как признак принадлежности к тотемному предку.

"А тех царевичей обоих Егибова в лес завела, избушку им состроила да волками оборотила. Они днем волками, ополночь царевичами. Один час ходят по колена ноги в золоте, по локоточки руки в серебре, на косицах жемчужины". Иллюстрация Jody Bergsma
"А тех царевичей обоих Егибова в лес завела, избушку им состроила да волками оборотила. Они днем волками, ополночь царевичами. Один час ходят по колена ноги в золоте, по локоточки руки в серебре, на косицах жемчужины". Иллюстрация Jody Bergsma

Теперь о том, почему именно бочка, и почему пустили ее по воде. В одной из сказок прямо говорится: «Нельзя царской крови лить». Царская кровь – священная, поэтому с представителями царской власти обходились так же, как и со священными предметами – либо сжигали, либо по воде «сплавляли» в Рай. Миф о чудесном младенце, приплывшем в царство в бочке, в корзинке или ином предмете, созданном руками человека - один из распространенных (вспомним хотя бы малыша Моисея, ставшего предводителем евреев Египта).

Иван-царевич разгорячился. Созвал весь совет. Как скажут решить неверну жену. Одни говорят: «Царской крови никому не лить, вели сделать бочку, да и заклепим ее в ту бочку с сыном и дочерью». Иллюстратор Евгений Антоненков
Иван-царевич разгорячился. Созвал весь совет. Как скажут решить неверну жену. Одни говорят: «Царской крови никому не лить, вели сделать бочку, да и заклепим ее в ту бочку с сыном и дочерью». Иллюстратор Евгений Антоненков

О том, что райского острова бочка достигла, мы знаем. Интересно здесь другое – во всех вариантах чудеса свершаются на острове не по воле царицы, а именно по желанию Ивана (он же Гвидон))). Если пушкинскому Гвидону помогает царевна Лебедь, то Иванушка просто перебрасывает венчальное кольцо своей маменьки, находит волшебное огниво или вообще произносит «По моему прошенью…» - и свершается чудо. Таким образом, мы имеем дело не с ребенком-богатырем, который рос «не по дням, а по часам», а с представителем волшебного царского рода, которому подвластны всякие магические штуки.

"- По моему прошенью, когда б, сударыня-матушка, твоего батюшки дворец да к нам перешел и с садом и с твоими детками. Откуда ни взялся дворец, перед дворцом раскинулся сад, в саду на веточках птички поют, посреди беседка стоит, в беседке три братца живут". Иллюстратор Иван Билибин
"- По моему прошенью, когда б, сударыня-матушка, твоего батюшки дворец да к нам перешел и с садом и с твоими детками. Откуда ни взялся дворец, перед дворцом раскинулся сад, в саду на веточках птички поют, посреди беседка стоит, в беседке три братца живут". Иллюстратор Иван Билибин

О том, что мать с сыном попали в Рай, говорит тот факт, что с купцами царевич уехать не может. Он может посещать другое царство только в облике насекомых. Конечно, встает закономерный вопрос: почему купцы могут ездить туда-сюда, а он нет? Купцы, как и любые путники, на Руси считались людьми «между небом и землей», фактически, принадлежали сразу двум мирам.

"Проезжали мимо острова купцы-торговцы, тому дворцу дивовалися; приплывали они в государство Ивана-королевича, а уж Иван-королевич успел жениться на другой жене. Как только привалили корабли с товарами к берегу, тотчас пошли купцы к королевичу с докладом, с гостинцами. «Гой, купцы-торговцы! - говорит им Иван-королевич.- Вы много морей изъездили, во многих землях побывали; не слыхали ль где каких новостей?» Отвечают купцы, что на море-океане, на таком-то острове доселева рос дремучий лес да разбой стоял: нельзя было ни пешему пройти, ни конному проехать, а теперь стоит там такой дворец, какого лучше во всем свете нет! А живет в том дворце прекрасная королевна с сыном."
"Проезжали мимо острова купцы-торговцы, тому дворцу дивовалися; приплывали они в государство Ивана-королевича, а уж Иван-королевич успел жениться на другой жене. Как только привалили корабли с товарами к берегу, тотчас пошли купцы к королевичу с докладом, с гостинцами. «Гой, купцы-торговцы! - говорит им Иван-королевич.- Вы много морей изъездили, во многих землях побывали; не слыхали ль где каких новостей?» Отвечают купцы, что на море-океане, на таком-то острове доселева рос дремучий лес да разбой стоял: нельзя было ни пешему пройти, ни конному проехать, а теперь стоит там такой дворец, какого лучше во всем свете нет! А живет в том дворце прекрасная королевна с сыном."

Еще один факт – царь-отец во всех вариантах сказки бросает свое царство, где он правил, и переезжает на ПМЖ к бывшей жене и сыну. Причем главным аргументом становится то, что на этом острове не только разные диковины (мельница, что сама мелет, ученый кот, сосна с райскими птицами, кобыла с серебряным хвостом), но есть «два парничка: по колена ноги в золоте, по локоточки руки в серебре, на косицах жемчужины». Только тогда царь признает свою жену и отправляется к ней на корабле. В данном случае корабль – более торжественный вариант бочки, а царь остается на Райском острове навсегда.

"«А на том острове живет прекрасная королевна с четырьмя сыновьями; три сына красоты неописанной - по колена в серебре, по грудь в золоте, во лбу светел месяц, по бокам часты звезды! Ходят-гуляют по саду - весь сад освещают!» Иван-королевич не стал больше откладывать, сел на корабль и поплыл к острову; а там встречают его жена и четыре сына. Целовались, обнимались, про былое расспрашивали.". Иллюстратор А.Куркин
"«А на том острове живет прекрасная королевна с четырьмя сыновьями; три сына красоты неописанной - по колена в серебре, по грудь в золоте, во лбу светел месяц, по бокам часты звезды! Ходят-гуляют по саду - весь сад освещают!» Иван-королевич не стал больше откладывать, сел на корабль и поплыл к острову; а там встречают его жена и четыре сына. Целовались, обнимались, про былое расспрашивали.". Иллюстратор А.Куркин

Надеюсь было интересно!

Наталия Трясцина.